— С муляжа все и началось. У меня водитель был, старенький, ему подкинули эту «бомбу», когда в автобус села группа студентов. Из-за того, что они долго рассчитывались на выходе, нарушилось расписание. Вообще водители должны проверять автобус на наличие закладок на каждой конечной остановке, но времени на тщательный досмотр каждого закоулка, естественно, нет, — рассказал местный предприниматель Василий Васильев.
Ошибка водителя послужила причиной для проведения первой внеплановой проверки. Инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности выяснил, что перевозчик не провел аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности, то есть водителей маршрутных автобусов. Примечательно, что в 2016 году эту аттестацию можно было пройти только в Москве и Санкт-Петербурге. Год назад аттестующая организация появилась во Владивостоке, но это не помогло разрешить ситуацию, в которой оказались благовещенские предприниматели.
Головная боль перевозчиков — это сбор внушительного пакета документов на каждого водителя. ИП приходится не только обучать работников за свой счет, но и платить за саму аттестацию. При постоянной текучке кадров расходы на это мероприятие разорительны. Именно поэтому амурские предприниматели предпочитают просто оплачивать штрафы после каждой ежеквартальной проверки.
— Обучение на категорию «Д» стоит больше 40 тысяч, а водить автобус разрешается с 22 лет. Водителей постоянно не хватает, молодые люди не выдерживают тяжелых условий. Работа на весь день, туалета нет и обеда нет. А чтобы пройти аттестацию, нужно иметь образование по специальности не ниже среднего. Мне прямо сказали: если водителю под 60 лет, то нечего и пытаться, он просто не пройдет эту аттестацию. У меня 3 водителя за 66 лет, я даже не знаю, какое у него образование. Категория «Д» есть, справка медицинская есть, обучение он прошел и работает, — пояснил благовещенский предприниматель Василий Васильев.
Опасения перевозчиков проистекают и из-за недобросовестности некоторых водителей. Бывали случаи, когда наниматель оплачивал обучение на категорию «Д», а водитель получал права и исчезал или через неделю уходил к другому перевозчику. Однажды собеседнику кореспондента АСН24 пришлось срочно садиться за руль автобуса, брошенного его работником посреди дороги. Тогда водитель сбежал, по словам Васильева, с недельной выручкой.
Оплатил штрафы — на налоги не осталось
Пока предприниматели не спешат тратить десятки тысяч на аттестацию для своих водителей, невыполнение предписаний инспектора по результатам проверки влечет за собой штраф — каждый раз по 20-30 тысяч рублей. К моменту следующего рейда ничего не меняется, и штраф назначается снова, и так по кругу. По информации АСН24, один из перевозчиков был вынужден закрыть предприятие: за год проверок и штрафов он заплатил около 120 тысяч рублей. После оплаты очередного штрафа у бизнесмена не хватило денег заплатить налоги.
— Целый год контролирующие органы требовали от нас аттестацию, но сами точно не знали, где и как ее пройти. Если без нее нельзя работать, то у нас весь Благовещенск должен встать. С нас стали требовать аттестацию с конца 2016 года, а оповестили всех ИПшников о ее необходимости только на совещании в конце 2017. ИП было оформлено на жену, а я руководил по доверенности и водителем работал сам. Платить каждый квартал по 30 тысяч я не вывозил. Дошло до того, что заплатил очередной штраф, и даже на налоги не осталось, ИП пришлось закрыть, — поделился печальным опытом предпринимательства Евгений Иванов.
Провальный бизнес не оставляет Евгения в покое до сих пор. На прошлой неделе он узнал от судебного пристава, что на нем числится еще два штрафа в 50 и 70 тысяч рублей. Откуда взялся долг, благовещенец не знает, заявление о прекращении предпринимательской деятельности его жена написала еще в январе 2018 года. Евгений обратился к инспектору, который вел проверку семейного предприятия, однако получить вразумительные объяснения о происхождении штрафов ему не удалось. Разбираться с долгами его отправили в хабаровское управление.
Подготовка к аттестации влетит в «копеечку»
Бесконечно оплачивать штрафы без выполнения требований инспекторов тоже не выход. Несколько месяцев назад Василий Васильев узнал, что вскоре ему предстоит суд. Только повестки предприниматель так и не дождался и о решении суда узнал постфактум. По словам предпринимателя, на слушании не было не только его, но и представителей инспекции. Мужчине присудили новый штраф, но уже в 50 тысяч рублей.
— Видимо, меня скоро ждет уголовная ответственность, потому что злостный нарушитель, бездействую, а я руки опустил и не знаю, что делать. Вложил деньги в этот бизнес, в машины, у меня кредиты висят, а тут вдобавок каждый квартал то по 20, то по 30 тысяч. Требования просто абсурдные. Например, оценка уязвимости транспортного средства, то есть от нас требуют справку о том, что пассажирский автобус предназначен для перевозки пассажиров, и что его бомба не возьмет. В Благовещенске это стоит 50 тысяч рублей, я сделал в Челябинске за 25 тысяч. Оценку делают без осмотра транспорта, я просто отправляю документы на автобус и покупаю бумажку. Грубо говоря, я плачу деньги — они мне отправляют красиво оформленную книжку, которая никому не нужна, — сетует Васильев.
Претендент на аттестацию сил транспортной безопасности обязан иметь среднее профессиональное или высшее образование, пройти медкомиссию и доказать отсутствие психических заболеваний, алкоголизма, наркомании или токсикомании. Еще необходимо предоставить документ, подтверждающий наличие или отсутствие судимости и (или) факта уголовного преследования, либо документ о прекращении уголовного преследования.
На этом моменте и «споткнулся» Евгений. Юридические тонкости рядовому предпринимателю оказались неподвластны, а на все просьбы разъяснить некоторые детали, по его словам, инспекторы реагировали однотипно, отправляли мужчину консультироваться в УГАН Нотб ДФО Ространснадзора, находящийся в Хабаровске.
— Я человек простой, не юрист, прошу объяснить мне то, что непонятно, и инспектор в ответ: «ищи в компьютере». А у меня даже компьютера сейчас нет. Когда принес ему справку об отсутствии судимости, он мне заявил: «а теперь к этой справочке иди и принеси справку, что ты не террорист», — возмущенно рассказывает бывший бизнесмен.
По нашей информации, в силовых структурах подобные «справки» не выдают, но информацию подобного толка инспектор может получить: для этого он должен сам оформить запрос в необходимое ведомство.
Невозможное все-таки возможно
Впрочем, у амурских предпринимателей все-таки есть возможность получить помощь в подготовке документов и обучении работников. С 2015 года на платной основе такие услуги оказывает благовещенская компания по профессиональной переподготовке. Например, обучение одного человека в зависимости от категории и количества часов варьируется от 4 до 9 тысяч рублей. Отдельно необходимо согласовать время и условия экзамена. На сегодняшний день существует три варианта: поехать в ближайший аттестационный центр во Владивосток, пригласить комиссию из Владивостока, провести экзамен в режиме онлайн в Благовещенске.
— Для того, чтобы человека допустили к аттестации, он должен пройти обучение и подготовить целый пакет документов, бумаг там предостаточно. Далее их проверяем мы либо аттестационный центр и отправляем в московский Росавтодор. В свою очередь он проверяет достоверность данных, и если все в порядке, то присваивает претенденту уникальный идентификационный номер (УИН — прим. ред.). Экзамен нужно сдать в течение 10 дней после присвоения УИНа. Я считаю, что сдать его способен человек любого возраста. Вопросов конечно достаточно, более 400 на 20 билетов, но тема одна, каждый сможет почитать ответы и подготовиться, — пояснил процедуру подготовки к аттестации водителей директор учреждения по оказанию образовательных услуг на автотранспорте Александр Баштовой.
По слова Баштового, бывают случаи, когда документы не проходят проверку в Росавтодоре с первого раза и возвращаются на доработку. Например, водитель забыл указать кого-то из ближайших родственников и тому подобное.
Позиция инспекции
Прокомментировать АСН24 ситуацию с амурскими перевозчиками согласился государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Специалист пояснил, везти всех водителей в Москву, Санкт-Петербург или Владивосток совсем не обязательно. Комиссию можно пригласить в Благовещенск, чем и воспользовались два ИП в прошлом году.
— Аттестацию вполне возможно пройти, было бы желание. Перевозчику нужно подготовить и заказать аттестацию, это все стоит определенных денег. А водитель через 2 дня уволится и придется нанимать другого, по новой аттестовывать, поэтому они и говорят, что пройти невозможно. В 2017 году два индивидуальных предпринимателя пригласили комиссию из Санкт-Петербурга, совсем недавно несколько человек впервые прошли ее в Благовещенске. Остальные пока работают без документа, но штрафы получают только те, кто попали под проверку, — отметил госинспектор УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Николай Костюк.
Онлайн-аттестация по зубам не всем
Буквально на днях возможность пройти аттестацию появилась и в Благовещенске. Как сообщили корреспонденту АСН24 в благовещенской компании по профессиональной переподготовке, первая амурская аттестация прошла в минувшую пятницу. Экзамен у водителей некоторых благовещенских организаций принимали в режиме-онлайн. Из 14 человек, сдававших экзамен в этот день, с заданиями не справились трое. Теперь им предстоит проходить и оплачивать все «круги ада» заново, при условии что работодатели согласятся оплатить еще одну попытку.
- По сведениям АСН24, в следующем году пройдет большая проверка предпринимателей, осуществляющих услуги перевозки пассажиров по общественным маршрутам.