Общественная организация «Амурский областной союз женщин» выступил с критикой правительственной инициативы повысить пенсионный возраст в стране.
Свое мнение о пенсионной реформе общественники обосновали по пунктам:
1. Россия уступает развитым странам по статистическому показателю — возрасту дожития — высокая мужская смертность в возрасте экономической активности 40-60 лет. Тем мужчинам, кто сумел перебраться через 65-летний рубеж, исследователи отводят в России на 5,7 лет меньше, чем в Германии, на 6,5 лет — чем во Франции и на 5,4 года — чем в США.
2. Женщины, появившиеся на свет в начале 70-х годов, находятся в чуть лучшем положении: они смогут прожить на пенсии около 10 лет — ожидаемая продолжительность жизни первого женского «пореформенного» поколения 1971–1972 годов рождения — 73,6 года.
3. Люди, которые первыми попадут под действие новых правил, почти не имеют возможности подготовиться к изменениям. Нынешним 58-летним мужчинам и 53-летним женщинам просто объявляют, что им придется поработать дополнительный год.
4. Российское правительство решило провести повышение пенсионного возраста в темпе блицкрига, без широкого общественного обсуждения, без рассмотрения альтернативных способов преодоления проблемы.
5. Российское правительство решило добиться улучшения жизни пенсионеров самым простым путем — сократив число людей, имеющих право на пенсионные выплаты.
6. Повышение пенсионного возраста не решает проблему зависимости пожилых людей от государства: кто, когда и сколько будет получать на пенсии, в России определяет только государство. Несмотря на то, что реформы в пенсионной системе продолжаются более полутора десятилетий, сформировать систему накопительной пенсии так и не удалось. «Заморозка» накопительной пенсии (фактически эти деньги выплачиваются нынешним пенсионерам) продолжается уже четвертый год.
7. Не изучена и не просчитана концепция нескольких «карманов», из которых может формироваться будущая пенсия (действует во многих странах мира).
8. Не проанализированы все последствия от предыдущих реформ в сфере государственной социальной политики. С 2000 года проводятся реформы в этой сфере в среднем раз в четыре-пять лет: единый социальный налог (ЕСН), взимавшийся для финансирования пенсий и других социальных выплат заменен в 2010 году выплатами страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Последствия ощутили все работодатели — к 2018 году «социальная» нагрузка (прежде всего на бизнес) выросла с 26 % от фонда оплаты труда при ЕСН до 30-32 % совокупных страховых взносов. Монетизация, попытки создания с 2004 года накопительной пенсионной системы, попытка внедрить систему «пенсионных баллов» — индивидуальных пенсионных коэффициентов, но уже социальный вице-премьер Татьяна Голикова заявила о возможной отмене балльной системы.
9. Не предлагаются меры по учету работоспособности пожилых лиц в России и трудностей в трудоустройстве, ввиду нехватки рабочих мест («… уже сейчас 48,7 % в общей безработице составляют лица этого возраста», — сказала Голикова).
10. Не проведены серьезные исследования «круговорота» вакансий на рынке труда, который также замедлится, и молодым труднее будет «пробиться».
В организации резюмировали: «Считаем, что реформа преждевременна, требует глубокой проработки, широкого общественного обсуждения, изучения альтернативных вариантов».