Согласно контракту, исполнитель — авиакомпания EastUnion, которая предоставляет услуги авиаперевозок на бизнес-джетах. Закупка была произведена без конкурса — у единственного поставщика.
Заказчик — «Роскосмос» — объяснил это «срочной потребностью» в продукции. В техническом задании, размещенном на странице этой закупки, говорится, что самолет необходим «Роскосмосу» для доставки делегации госкорпорации в Благовещенск для «участия в подготовке и проведении запуска космического аппарата «Метеор-М» с космодрома Восточный». Самолет должен был перевезти из Внуково (терминал «Космос») в Игнатьево (аэропорт Благовещенска) 12 человек и на следующий день вернуть их обратно.
Самолет должен был перевезти из Внуково (терминал «Космос») в Игнатьево (аэропорт Благовещенска) 12 человек и на следующий день вернуть их обратно.
Одним из условий договора был класс воздушного судна — не ниже Large. В авиапарке EastUnion имеются десять бизнес-джетов этого класса. В проекте договора указан конкретный самолет: Gulfstream Aerospace GV-SP (G550) с регистрационным номером N550PM.
Самолеты такого класса часто встречаются в авиапарках миллиардеров и первых лиц государства. Например, по информации из нескольких открытых источников, в частности, издания The Nationаl, Илон Маск постоянно пользуется Gulfstream G650 ER.
На втором запуске присутствовали глава «Роскосмоса» Игорь Комаров и вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин.
Сразу же после старта Рогозин обратился к работникам космодрома, поблагодарив их за «успешный пуск». Спустя некоторое время стало известно, что разгонный блок ракеты не смог вывести спутники на целевую орбиту. Это был второй запуск с нового космодрома. И он оказался неудачным.
Бизнес-джеты на службе государства
«Роскосмос» довольно редко заказывает бизнес-джеты для подобных перелетов. Среди 35 опубликованных им на сайте госзакупок контрактов на перевозку только девять были отданы сторонним подрядчикам.Чаще всего госкорпорация для перелетов использует самолеты собственной дочерней авиакомпании «Космос». Полной официальной информации о парке авиакомпании в свободном доступе нет. Но известно, к примеру, что в парке есть советский Ту-134, выпущенный в начале 1980-х. Контракт на его закупку также был опубликован на сайте госзакупок. Каждый рейс этого самолета в интересах «Роскосмоса» публикуется на этом сайте.
Среди контрактов, отданных подрядчикам, к примеру, — заказ в апреле 2016 года бизнес-джета Gulfstream G550 у компании Jet 24 для полета руководства госкорпорации (об этом говорится в документах госзакупки) в Благовещенск (на космодром Восточный) на торжества, посвященные 55-летию полета в космос Юрия Гагарина. Стоимость перелета составила 10 млн рублей.
Дважды «Роскосмос» заказывал самолеты у небольшой российской авиакомпании «Джетстар», которая сдает в аренду бизнес-джеты. Один раз в апреле 2017 года для целого делового турне по Бразилии, США и Никарагуа стоимостью 24 млн руб. Второй раз — в июле 2017 года для полета Москва — Благовещенск и обратно, стоимостью более 13 млн рублей.
Для полетов на Восточный «Роскосмос» также арендовал Boeing 767 у компании «Икар» (каждый рейс туда и обратно — 10 млн руб) и у компании Azurair — Boeing 757 (Москва — Благовещенск и обратно за 10,7 млн рублей).
Дважды в 2016 году «Роскосмос» заказывал самолет Ил-62 у военного предприятия «Оборонлогистика» (10 млн рублей и 16 млн рублей).
Boeing и Ил-62 — дальнемагистральные широкофюзеляжные самолеты, на которых на космодром возили большие группы специалистов и прессу.
Компания EastUnion, бизнес-джет которой доставил делегацию «Роскосмоса» на Восточный в конце ноября, ранее сотрудничала с другими государственными организациями, такими как «Объединенная авиастроительная корпорация», «Специальный летный отряд «Россия» и другими.
С 2014 года по настоящее время авиакомпания обслуживала полпреда президента России в Центральном федеральном округе Александра Беглова. Контракт заключал ФГУП «Предприятие по поставкам продукции управления делами президента Российской Федерации».