— А что надо сделать в бассейне Амура, чтобы не повторялись катастрофические наводнения?
— Мы ничего не можем сделать. Это природа. Это настолько крупная и мощная система, что на ее изменение не хватит сотен миллиардов долларов. Вот пример. В Китае зарегулировали сток Сунгари, построив две ГЭС. У нас построили Зейскую и Бурейскую ГЭС. Они перехватывают примерно десять процентов воды в бассейне Амура, а остальные девяносто идут в реку самостийно. Зачем нам менять природу? Очистка, изменение русла и берегов — это жизнь реки, это происходит на всех реках. Зачем из большой живой реки делать мертвый канал? Может, когда-нибудь к нам будут ехать туристы посмотреть на эти наводнения. В мире есть только два места — на Амазонке и в Китае, где вода во время приливов заходит в реку и идет стеной против течения. Масса туристов приезжает смотреть это зрелище.
— В 2013 году было много разговоров о залповом сбросе воды из водохранилищ, что, дескать, усилило наводнение.
— Залпового сброса не было. Они сбрасывали воды в два с половиной раза меньше ее притока в водохранилища. То есть часть воды задерживали. Не будь этого, было бы еще более высокое наводнение. Даже если бы ГЭС ни капли не сбросили, наводнение все равно было бы.
Здесь больше влияния оказал наш мост через Амур. Когда его первоначально строили, было мало исследований. Мост сделали только над рекой, а пойму закрыли железнодорожной насыпью. Раньше в наводнения вода шла по реке и по пойме. А теперь проход воды только по реке, и у города получился подпор. По нашим расчетам, это увеличило уровень воды у города в 2013 году на 70 сантиметров.
— Выходит, под железнодорожной насыпью надо делать проходы для воды?
— А мы такое предложение делали. После 2013 года написали письмо губернатору края: для снижения опасности наводнения для Хабаровска желательно сделать в районе поймы проходы под железнодорожной насыпью. Что ответила Дальневосточная железная дорога? Можно просто смеяться! Они написали: наводнения для железной дороги никакой опасности не представляют.
— Ну да, аргументом — картинка нынешнего наводнения в Приморье, где рельсы висят над размывом, а поезда стоят на приколе.
— Не хотят железнодорожники нас слушать. Не хотят делать.
— А если по какой-то причине случится прорыв плотины на Зейской ГЭС, что будет?
— Не дай бог! Пойдет крутая волна. Стеной! Для Благовещенска, скорее всего, это будет полная катастрофа — город может смыть. Для Хабаровска такой опасности не будет. Волна разойдется по пойме. Здесь даже не высота волны важна, а ее кинетическая энергия. Как на Амазонке так называемое явление поророка: во время приливов стена воды высотой до десяти метров идет против течения, сминая все на своем пути.