Возможно по ОСАГО будут платить деньгами. С такой формой возмещениям ущерба, как ремонт машины, становится весьма сложно. Это заявление главы Всероссийского союза страховщиков, а также Российского союза автостраховщиков Евгения Уфимцева, прозвучавшее в контексте информации о том, что количество страховых случаев, урегулированных с помощью ремонта, упало до нуля, вызвало бурную реакцию не только страхового сообщества, но и законодателей, банкиров, да и обычных граждан.
И всем стало понятно, что все это надо быстро решать. Вчера состоялось совещание участников рынка страхования, на котором все согласились, что нет иного пути (а об этом говорилось неоднократно и раньше), кроме как увеличить сроки ремонта машин, а также использовать бывшие в употреблении детали.
Но эту точку зрения разделяют далеко не все.
«Российская газета» получила комментарий Центробанка, согласно которому мегарегулятор возражает как против первого, так и второго предложения.
Накануне глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас заявил о необходимости обсудить проблему выполнения страховщиками обязанности перед своими клиентами. Речь даже велась о некоем моратории на автогражданку.
Страховщики по ОСАГО должны направлять машину на ремонт. В некоторых случаях допускается выплата деньгами. Как не раз заявлял Верховный суд, это возможно только в случаях, предусмотренных законом и по соглашению с автовладельцем.
Согласно данным РСА, в ноябре 2021 года в ремонт было отправлено около 10 % машин, пострадавших в ДТП. В феврале 2022-го — около 7 %, в октябре — около 0 %.
Ситуация с ОСАГО уже давно стала головной болью для автовладельцев. Чуть ли не по четыре раза в год меняются нормативные акты по обязательной страховке. Как в них еще сами страховщики разбираются, непонятно. Цены на полисы растут, а выплаты — нет. И вот на этом фоне случился форс-мажор. С рынка ушел ряд автопроизводителей, но остались автовладельцы с устаревающими машинами. А также оборвались поставки запчастей для этих машин.
Страховщики, которые ранее приняли такую меру борьбы со страховым мошенничеством, как направление автомобиля на ремонт, увидели, что в новых реалиях выполнить это не могут. Ведь в конечном итоге за соблюдение сроков и качества ремонта именно они несут ответственность. Поэтому они стали отказывать в ремонте. Хотя не перестали возмещать ущерб деньгами. Так что свои обязанности они выполняют.
Но при выплате деньгами учитывается износ машины. В итоге сократились и общие выплаты страховщиков по ОСАГО в среднем на 15 %. По формуле «деньги вместо ремонта» выходит дешевле.
А еще стоит учитывать размер этого возмещения — не более 400 тысяч рублей. За два года 10-летние машины подорожали в несколько раз. С 300 до 800 тысяч рублей. Запчасти выросли в цене. Некоторые — более чем на 200 процентов. Но за практически 20 лет существования ОСАГО в России лимиты выплат не повышались ни разу. 400 тысяч за повреждение автомобиля и 500 тысяч за вред жизни и здоровью. Даже в других видах обязательного страхования, например, ответственности перевозчика, жизнь пассажира оценивается в четыре раза дороже — 2 миллиона рублей.
Что предлагают страховщики? Они за то, чтобы увеличить выплаты. Но для этого требуются поправки в закон об ОСАГО. А это вопрос к Центробанку и депутатам Госдумы. И такие поправки уже предлагались.
Но эти поправки не прошли. Депутаты забеспокоились, что в результате полисы ОСАГО вырастут до заоблачных цен.
Хотя, как сообщил Евгений Уфимцев, сейчас повышение стоимости полиса на тысячу рублей позволит безболезненно увеличить лимит выплат в 4 раза. То есть с тех самых 500 тысяч за вред здоровью до 2 миллионов.
А с тех самых 400 тысяч за повреждение автомобиля это позволит увеличить лимит? Пока вопрос открытый.
Корреспонденты «РГ» опросили страховые компании, насколько часто они отправляют машины в ремонт. Откликнулась только одна. По словам директора департамента страховых выплат «АльфаСтрахование» Александра Харагезова, доля урегулирования по ОСАГО в виде ремонта в компании в последние годы невысока.
Но в Центробанке для «Российской газеты» озвучили свою позицию по этому вопросу. Если у страховщика нет договора с сервисом, который может ремонтировать такие машины, то по согласованию с потерпевшим машина может быть направлена на ремонт на другую станцию. Но без гарантии соблюдения сроков, установленных законодательством для ремонта ОСАГО.
При отказе потерпевшего от такого варианта и в связи с невозможностью по объективным причинам отремонтировать машину в установленные сроки натуральное возмещение по закону может быть заменено денежной выплатой.
При этом Банк России не поддерживает предложенные страховщиками инициативы. Увеличение сроков ремонта по ОСАГО, считают в Центробанке, может привести к невозможности эксплуатации автомобиля в течение долгого времени. А разрешение использовать при ремонте поврежденных машин бывшие в употреблении запчасти — к снижению уровня безопасности на дорогах.
Впрочем, следует отметить, что характер обращений, которые поступают в Банк России о натуральном возмещении по ОСАГО, свидетельствует, что страховым компаниям удалось найти варианты решения вопросов урегулирования убытков.
18 января 2023, 12:32
ОСАГО упало до нуля: вместо ремонта выплачивают деньги, которых не хватает
Информация предназначена для лиц старше 18 лет.
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью
Запчасти для иномарок в России найти сложно.