К работам 13 июля приступили специалисты Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области совместно с волонтерами БГПУ. Как сообщается в инстаграм-аккаунте Центра, в преддверии полевых работ специалисты провели работу в Госархиве Благовещенска с метрическими книгами и другими архивными документами.
«На сегодняшний день нам удалось подтвердить запись о месте захоронения у Свято-Троицкой церкви лишь А. Е. Шадриной (умерла в январе 1923 года), чего нельзя сказать о ее муже (умер в феврале 1918 года). В сложившейся ситуации возникают вопросы: «Похоронен ли С. С. Шадрин у храма?», «А если не С. С. Шадрин, то кто?» и «Где похоронен С. С. Шадрин?». 1918 год оказался довольно волнительным и совсем непростым для России и Дальнего Востока в том числе. К этому году Шадрин давно обанкротился, все имущество было описано за долги Госбанком. Как складывалась жизнь семьи Шадриных в это время, доподлинно нам не известно. Это и остается загадкой, почему почетный гражданин Благовещенска, который внес большой вклад в жизнь города, умер «тихо», без сведений в реестре смертей, без освещения этого трагического события в местной хронике. Что с ним произошло на самом деле?» — задаются вопросом археологи.
Непросто обстоят дела и с захоронением Анастасии Ефимовны Шадриной. Она была погребена 13 января 1923 года. Однако сразу же после Октябрьской революции начало формироваться новое законодательство о кладбищах, и в 1920-х годах появились первые «Санитарные нормы и правила содержания и устройства кладбищ», согласно которым кладбища не могли находиться рядом с общественными зданиями, что в первую очередь касается храмов. Отсюда новые вопросы: на каких условиях А. Е. Шадрина была похоронена на территории церкви? Была она похоронена одна или вместе с мужем?
Работая с метрическими книгами, специалистам Центра удалось подтвердить захоронения еще нескольких человек на территории Свято-Троицкой церкви:
- Е. М. Дьячковская — являлась владелицей прииска Алексеевский, вносила значительные суммы пожертвований на содержание собора. Умерла 20.03.1909;
- Евпраксия — монахиня Богородично-Албазинского монастыря, к которому была причислена Свято-Троицкая церковь. Умерла 08.02.1917;
- Игумения Палладия — настоятельница Градо-Благовещенского Богородично-Албазинского женского монастыря. Умерла 07.05.1912.
Судя по архивным данным, все они умерли от различных болезней в преклонном возрасте. Таким образом, остается открытым вопрос о смерти самого Семена Саввича Шадрина и обстоятельства погребения его жены.
«Вот с этим набором вопросов мы приступаем к полевым исследованиям на территории бывшего собора. Мы приглашаем краеведов, историков, архивистов — всех заинтересованных и неравнодушных к этой истории благовещенцев — к участию в данном проекте. Если вы имеете дополнительные сведения по исследуемому периоду — пишите, комментируйте, давайте ссылки на документы и архивы, давайте сделаем это вместе!» — обратились специалисты Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области к подписчикам.
- Церковь во имя Святой Животворящей Троицы была заложена в Благовещенске между улицами Ремесленной и Семинарской (Чайковского и Политехнической) 16 мая 1896 года.
- Храм взорвали в 1936 году. В 1950-е годы в этом квартале построили новое здание, в котором расположился кинотеатр «Амур». В 1990-е годы кинотеатр закрылся как нерентабельный.
- В 1996 году здание приспособили под зоопарк, который через семь лет также закрылся.
- В 2010 году здание снесли, а в 2011 году здесь установили поклонный крест и начали сбор средств на восстановление Свято-Троицкой церкви.
- По словам епископа Благовещенского и Тындинского Лукиана, за все время сбора было накоплено не более полутора миллионов рублей — этой суммы никак не могло хватить на восстановление собора.
- Поэтому в конце апреля текущего года на этом месте началось строительство небольшого храма Албазинской иконы Божией Матери по типовому проекту.
Фото: @csnamur