«26 июня 1890 года к величественным берегам Амура, к самому крупному городу, стоящему на реке, к пристани Благовещенска пристал пароход «Ермак». Совсем заурядное событие, если не один его пассажир — Антон Павлович Чехов. Тридцатилетний мужчина, еще достаточно молодой, но уже состоявшийся врач и зрелый писатель. Да, он еще не мировой классик, но полтора года назад уже разделил Пушкинскую премию за свой третий сборник рассказов «В сумерках». Все великие произведения впереди, но и 2/3 жизни уже прожиты. Ступив на благовещенскую землю, удивившись отсутствию Триумфальной арки и торговых рядов «Мавритания», на которых висит табличка о его остановке в городе, он нес в себе удивительные воспоминания о проделанном пути по Амуру», — пишет паблик.
Арестовывать здесь некому и ссылать некуда, либеральничай, сколько влезет
Далее приводятся несколько цитат из писем Антона Павловича, в которых речь идет об амурской земле:
«Деревни здесь такие же, как на Дону, разница есть в постройках, но не важная. Жители не исполняют постов и едят мясо даже в страстную неделю; девки курят папиросы, а старухи трубки — это так принято. Странно бывает видеть мужичек с папиросами. На пароходе воздух раскаляется докрасна от разговоров. Здесь не боятся говорить громко. Арестовывать здесь некому и ссылать некуда, либеральничай, сколько влезет. Народ все больше независимый, самостоятельный и с логикой. Доносы не приняты. Бежавший политический спокойно может проехать на пароходе до океана, не боясь, что его выдаст капитан».
Чуть позже Чехов напишет своему другу Суворину:
«Люди на Амуре оригинальные, жизнь интересная, не похожая на нашу. Только и разговоров, что о золоте. Золото, золото и больше ничего. Я в Амур влюблен; охотно бы пожил на нем два года. И красиво, и просторно, и свободно, и тепло. Швейцария и Франция никогда не знали такой свободы. Последний ссыльный на Амуре дышит легче, чем самый первый генерал в России. По Амуру живет насмешливый народ; все смеются, что Россия хлопочет о Болгарии, которая гроша медного не стоит, и совсем забыла о Амуре. Нерасчетливо и неумно».
Все смеются, что Россия хлопочет о Болгарии, которая гроша медного не стоит, и совсем забыла о Амуре
Как известно, в Благовещенске Чехов пробыл недолго: уже на следующий день он отправился на пароходе в Хабаровск и оттуда дальше — на Сахалин.
В Благовещенске есть несколько мест, где увековечена память великого писателя. Во-первых, мемориальная доска, о которой упомянули @amurotgoloski.
Установлена она на здании по адресу: ул. Богдана Хмельницкого, 2. Именно здесь во время прибытия Чехова находился причал.
Также в столице Приамурья есть улица имени Чехова — до революции она именовалась Кожевенной, а имя писателя ей присвоили, согласно последним исследованиям, в 1973 году. И, конечно, молодежная библиотека им. А. П. Чехова — современное и популярное у городской молодежи место досуга.