«Служба службой, но в душе я, конечно, художник», — сразу расставляет приоритеты Алексей Сидоров. Амурский пожарный-спасатель зависим от двух стихий — огня и воды. В его жизни они присутствуют как в работе, так и в творчестве: в будни он — брандмейстер, а в выходные целиком отдает себя скульптуре. И если над произведениями из дерева он работает круглый год, то зимой под его мастерком и стамеской рождаются фигуры изо льда и снега.
«Когда работаешь со снегом, ошибаться нельзя»
Имя скульптора Алексея Сидорова в Благовещенске на слуху даже у тех, кто не знаком с ним лично. Хотя возможность есть: за несколько недель до Нового года на центральной площади города он вместе с командой единомышленников начинает возводить снежный городок. Но чаще всего температура на улице в это время опускается до 30 градусов ниже нуля, и прохожие, по уши утонув в вязаных шарфах, не обращают внимания на мастеров. Когда становится теплее — тут уж не до общения, ведь городок отстроен и пора рассматривать ледяные фигуры.
«Снежные фигуры я начал делать еще студентом, когда учился на художественно-графическом отделении Благовещенского педагогического училища № 2. В 1996 году наш преподаватель, известный в городе скульптор Виктор Кузнецов, предложил поработать над созданием снежного городка — я согласился. Этот опыт потом пригодился в армии — я помогал строить снежный городок в Белогорске во время службы», — рассказал Алексей.
Теперь это любимое дело. Над проектами по созданию ледово-снежных скульптур сотрудник МЧС Алексей Сидоров работает с 2005 года, а с 2012-го участвует в конкурсах «холодных» скульптур в китайском Харбине (город считается «родителем» крупнейших в мире ледовых фестивалей). На протяжении многих лет он становится призером или забирает спецпризы. Не стал исключением и 2018 год: в январе скульптура «Дотянуться до небес», выполненная вместе с другими мастерами из Благовещенска, получила специальный приз, а композиция из снега «Титаник. История любви» завоевала бронзу. Амурчанин также участвовал в соревнованиях по снежной скульптуре в США.
«Когда работаешь со снегом, ошибаться нельзя — все будет заметно. Структура льда более гибкая, и поэтому можно не бояться, что что-то испортишь. А если светит солнце, за счет преломления лучей ошибки не видны», — объяснил Сидоров, отметив, что в среднем на изготовление одной фигуры уходит около двух дней. Участвуя в конкурсах и фестивалях, сооружая снежные городки во время отпуска, скульптор отдает этой работе все силы. «За месяц так урабатываешься, что буквально в полуобморочном состоянии считаешь дни, когда это все закончится, — делится Сидоров, но тут же признается: — А летом по снегу все-таки скучаешь». Работать с холодным материалом — одно удовольствие, уверяет он.
Тушить пожары — это не романтика
И все же основная работа Алексея — в пожарной части, где он после армии работал бойцом в охране, а теперь — мастер-пожарный дежурной смены с квалификацией спасателя. Тушить пожары ему приходилось не раз.
«Говорят, что тушить пожары — это романтика, а в литературе пожарные — герои. Я скажу, что романтики здесь никакой, а герои… Из горящего дома людей, конечно, выводил, и не раз. Спасать удавалось, но не всегда…» — вспоминает Сидоров.
По словам Алексея, контакт с людьми, пережившими пожар, похож на мимолетные встречи с прохожими во время строительства снежного городка: можно было бы встретиться, поговорить, но нет причины. Количество пожаров в городе уменьшилось, поэтому Сидоров размышляет над тем, как осваивать не только снег и лед, но и традиционные в скульптуре металл, стекловолокно, дерево, камень. Они жителю Благовещенска, кстати, тоже знакомы.
Икона вне канона
В Благовещенске несколько скульптур, выполненных Алексеем Сидоровым и его коллегами: амурская тигрица с тигренком из стекловолокна в сквере у центральной площади города, деревянные рыбаки в Первомайском парке, которые высоко над головой держат улов, в фонд Амурского областного краеведческого музея передана часовня из старых ставен. Мастер говорит, что идей малых форм скульптуры у него много, но для их воплощения необходимы ресурсы и участие администрации.
В 2015-м выставку Алексея посетил поэт Евгений Евтушенко, которому, как показалось автору, понравился его «Христос». «Перед иконой он долго-долго сидел на скамейке, вглядывался в нее, расспрашивал, а я так и не понял, что он, видимо, хотел получить ее в подарок», — переживает Сидоров.
Тем не менее пожарному-скульптору, члену Творческого союза художников России и Академии художеств мира New Era, есть чем гордиться: его работы находятся в частных коллекциях России, Китая, Японии, США, Англии, Таиланда. Одну подарили президенту Российской академии художеств Зурабу Церетели, и теперь она хранится в фондах Московского музея современного искусства.
Источник: ТАСС