Недавние поправки в законодательстве позволят жертвам телефонных мошенничеств взыскать через суд деньги с посредников мошенников — дропперов. Теперь с них можно взыскать ущерб за необоснованное обогащение, рассказал начальник отдела уголовного розыска МО МВД «Благовещенский» Константин Коновалов. О том, как устроена запутанная линия передачи денег от жертв преступника, 28 июля журналистам рассказали сотрудники благовещенской полиции.
Дропперами называют людей, которые предоставляют мошенникам свои банковские счета и карты для дальнейшего перевода денег жертвы. Зачастую именно они оказываются владельцами «безопасных счетов», на которые мошенники призывают доверчивых граждан пересылать свои сбережения и кредитные средства. Найти этих посредников порой оказывается непросто.
Звенья одной цепи
Как пояснил старший оперуполномоченный отделения по раскрытию мошенничеств МО МВД «Благовещенский» Владислав Леснов, всю цепочку передачи денег бывает установить сложно по нескольким причинам. Во-первых, дропперы выстраиваются в несколько линий — в зависимости от финансовой возможности и уровня работы мошеннического кол-центра.
— Допустим, дроппера первого уровня — получателя денег — мы можем установить почти сразу, максимум — в течение месяца. Следующий уровень — это как он дальше эти деньги переведет. Он может лично встретиться с мошенником и отдать деньги наличными или дальнейший перевод осуществить. В конечном итоге мы где-то теряем этого человека. Допустим, состыковали между собой двух незнакомых: пока придут по первому человеку ответы, пока по второму — третий уже все забудет, — пояснил Леснов.
Человек в последней линии переводит похищенные деньги на криптовалюту. Ряд криптообменников на территории России взаимодействует с правоохранительными органами, но деньги спрятать можно и в криптообменники иностранных государств.
— На них можно положить деньги через банкоматы, интернет и различные онлайн-кошельки. По криптокошельку в другом государстве уже проблематично что-либо сделать. Само по себе отслеживание криптовалюты очень сложно идет, — отметил старший оперуполномоченный.
Месяц на ответ
Другая проблема, с которой сталкиваются правоохранительные органы — это долгое ожидание ответов от финансовых организаций. Если работа между правоохранителями и службами безопасности банков налажена, то много усилий для получения информации прилагать не приходится.
— В некоторых банках есть электронный документооборот — тогда мы в течение получаса можем получить ответ из банка. С некоторыми банками у нас все сложно и долго, — признался начальник отдела уголовного розыска МО МВД «Благовещенский» Константин Коновалов.
Он отметил, что в последнее время службы безопасности банков стали отслеживать подозрительные переводы на большие суммы с целью установления дропперов. Тем не менее, долго держать деньги замороженными на счетах они не могут
Как пояснил начальник отделения по раскрытию мошенничеств полиции Благовещенска Евгений Сугак, у любой организации, включая банки и сотовых операторов, есть 30 суток на предоставление ответа с момента поступления запроса. К сожалению, такое долгое ожидание окупается далеко не всегда.
— Мы в день возбуждения уголовного дела сразу направляем запрос. Пока к ним дойдет запрос, пока они поставят входящий — это будет неделя-две. С этого момента можно исчислять 30 суток. И ты не привлечешь организацию к какой-то ответственности, по истечению 30 суток — да. При получении ответа от организации там тоже может быть не все так, как нам хотелось. Например, могут быть ответы, где указан номер карты, но не полностью — могут быть первые шесть цифр карты и последние четыре. Поэтому приходится делать еще один запрос, — пояснил Евгений Олегович.
С похожими проблемами полицейские сталкиваются и во время запросов к сотовым операторам. Некоторые из них не всегда могут предоставить качественные ответы, отмечают представители МВД.
— В большинстве случаев они ссылаются на то, что у них нет оборудования для фильтрации информации по нашим запросам, к примеру, по обработке IP-адресов. Мы запросы направляем, ссылаемся на ресурс обращения, IP-адрес ресурса и так далее. Некоторые компании говорят: «Извините, ребята, мы вам ничего предоставить не можем, вот у нас IP-адреса динамичные — в эту секунду с этого адреса было, условно говоря, 12 тысяч подключений. Я думаю, что это все должны знать, чтобы какое-то воздействие дополнительно было на сотовые компании, поскольку мы пользуемся их услугами, и они должны обеспечивать нашу безопасность, — подчеркнул старший оперуполномоченный отделения по раскрытию мошенничеств Владислав Леснов.
Урок на всю жизнь
И все же полицейским удается вычислять и ловить дропперов — как в Благовещенске, так и за его пределами. Одним из таких случаев стало дело с задержанием семерых студентов одного из университетов Благовещенка в апреле прошлого года. Тогда мошенники получили от жителя Подмосковья свыше 4,5 миллиона рублей.
Как рассказал старший оперуполномоченный отделения по раскрытию мошенничеств Владислав Леснов, эти студенты были частью преступной группы дропперов, которая занималась поиском посредников и распределяла между ними работу. За свою работу молодые люди получали процент от украденных у граждан денег. Позже задержанных этапировали в Москву, где в составе организованной преступной группы их привлекли к уголовной ответственности.
— Как уже говорили, таких лиц можно привлекать к ответственности и в гражданском порядке взыскивать с них деньги. Когда мы установили, что лицо либо предоставило банковскую карту, либо получило деньги и перевело их дальше, его можно привлечь за необоснованное обогащение. Потерпевший обращается с иском в суд, суд запрашивает у нас все сведения, которые установили, мы их предоставляем, после чего суд уже обязывает человека возмещать денежные средства. Вот он с миллиона три тысячи рублей заработал — выплачивает в миллион. Это урок на всю жизнь, — отметил Владислав Леснов.
Работа в этом направлении — возмещать ущерб по преступлениям — сейчас приоритетная, подчеркнул глава отдела уголовного розыска полиции Благовещенска.
— Если у человека есть на что наложить арест, то такая работа тоже проводится еще в рамках оперативно-разыскных мероприятий. В 2022 году по трем группам «курьеров» были полностью возмещены ущербы. 12 фактов преступной деятельности мы установили по одной группе «курьеров» — там ущерб был более пяти миллионов, который полностью возместили гражданам, — сказал Константин Коновалов.
В некоторых случаях людей используют втемную, когда они не знают, что переведенные на его карту деньги получены мошенническим путем.
— Был такой случай со срочными денежными переводами на карту одного гражданина. Он пояснил, что в Telegram, где есть много различных каналов с предложениями работы, по которой даже заключаются договоры. Ему предложили поработать, предоставить свои банковские реквизиты и заработать денег, что он и сделал. У него был даже договор, заключенный с подставным лицом, которое было не установлено. Человек переводил деньги через свои счета и получал за это доход. К нему здесь претензий нет — он не знал, что это за деньги, — добавил Коновалов.
Фото: АСН24