Подпишитесь на новости asn24. Обещаем присылать только самое главное и интересное. Кнопка  внизу 

Предложить новость
RU CN
 
Вход
Регистрация
Забыли пароль?
Нажимая кнопку "войти", вы принимаете условия соглашения об обработке персональных данных
Защита от автоматической регистрации CAPTCHA Нажимая кнопку "регистрация", вы принимаете условия соглашения об обработке персональных данных
войти через социальную сеть
Защита прав потребителя «размазана» по законодательству
12 марта 2015, 02:46
Руководитель регионального отделения Всероссийского движения объединения потребителей России Алексей Карманов расскажет о том, почему потребителя постоянно обижают.
Руководитель регионального отделения Всероссийского движения объединения потребителей России Алек ...
Руководитель регионального отделения Всероссийского движения объединения потребителей России Алексей Карманов расскажет о том, почему потребителя п ...
Руководитель регионального отделения Всероссийского движения объединения потребителей России Алексей Карманов расскажет о том, почему потребителя постоянно обижают.

10:03

183

0

0

Читать
Комментировать
Спасение потребителей — дело рук самих потребителей, вернее, защита. Так ли это на самом деле? Сегодня мы поговорим об этом с Алексеем Кармановым — руководителем регионального отделения Всероссийского движения объединения потребителей России. Это программа «Свой диалог», я — Андрей Филоненко. Здравствуйте.

 — Здравствуйте, Алексей. Мы встречались с Вами в этой студии два месяца назад, в первые дни января, и говорили о том, что наши граждане не очень-то активны в защите своих прав как потребители, даже несмотря на выросшие ценники, на кризис и так дальше. За два месяца что-то изменилось?
— Судя по обращениям в нашу организацию, принципиальных изменений нет.

— Нет никакого всплеска?
— Нет. Люди сейчас озабочены ожиданием изменений в экономике.

— Можно ждать изменений в экономике, можно следить за изменением курса рубля, доллара и чего угодно, но когда ты приходишь в магазин и покупаешь просроченный товар, когда ты не можешь выйти из дома: ноги разъезжаются на льду — это проблема каждого дня, и каждый из нас это чувствует на себе.
— Здесь нужно делать правильную оценку. Когда у тебя ноги разъезжаются, это все-таки не совсем потребительские правоотношения.

— Почему? Я выступаю как потребитель услуг ЖКХ.
— Хотя на самом деле да, согласен. На мой взгляд, существо вопроса заключается в следующем. У нас закон о защите прав потребителей принят в 1992 году. Понятно, что за 23 года жизнь наша радикально поменялась. У нас появилось много того, о чем мы даже не подозревали, не знали, что такое может быть, в принципе. Я имею в виду виды услуг и товары — тот же Интернет, мобильная связь. Но за эти 23 года, кроме каких-то нерадикальных поправок, нового в закон не вносилось. Права потребителя защищают правовые акты, другие законы: закон о связи, закон о туристической деятельности.
Но это все «размазано» по законодательству и у нас складывается впечатление, что с правами потребителя все время что-то не так. В законе все сведено — и больше в законе ничего нет. Вот узость восприятия и мешает развитию этой отрасли права. По Древнему Риму еще ходили люди и кричали: «Хлеба и зрелищ!»

— То есть, потребители требовали свое.
— Яркий пример — в Болгарии в 2013 году жители, недовольные услугами ЖКХ, вышли на улицу. Митинги, демонстрации. И в результате сменилось правительство. В Израиле тоже люди объединились: там подорожал зернистый творог. В результате вся страна бойкотировала покупку этого творога в магазинах — и все, цена вернулась к прежней. У нас такого не происходит.

— Честно говоря, я с трудом представляю, чтобы у нас вообще могло быть.
— Вот мы и ходим по кругу. Обращаются потребители — нет. Почему? «Вот…», «Наверное…», а почему — серьезным образом не изучаем.

— Первый аспект — у нас нет серьезного изучения потребительского рынка.
— Есть отрасли права: уголовное, гражданское, административное. Есть фундаментальные исследования. В области потребительских прав такого нет. Нет и развития этих отношений. Нет и понимания в обществе этих отношений.

— На самом деле, это абсурд. Это та отрасль права, которая касается практически каждого.  Причем касается с разных сторон. Сегодня я потребитель — мои права нарушаются, завтра я на своем рабочем месте могу нарушить чьи-то права.
— Вот что с потребителем не так? Почему его все время кто-то обижает? Кто обижает?

— Тот же самый человек, который является потребителем в свободное от работы время. 
— Получается, так. Тут и социальный аспект, и моральный аспект. Почему в магазинах наших продается нектар, который называется нектаром, на ценнике написано, что это «сок», а по содержанию это вообще негодный продукт. По стандартам содержание сока в нектаре должно быть не меньше 20 %, а в этом продукте 10.

— Это у нас в благовещенских магазинах?
— Делают в Подмосковье, продают у нас. Наверное, и по всей стране продают. Или вот, допустим, «Магги» проводит сейчас стимулирующую лотерею. Почитайте условия — там написано: «Условия по усмотрению организатора лотереи могут изменяться».

— Правила игры менять в ходе матча не принято. Законодательством предусмотрены какие-то серьезные наказания для нарушителей прав потребителей?
— Законодательство как раз ужесточается по этим направлениям. Изменения в административном кодексе существенно повысили штрафы — там уже десятки тысяч.

—Тем не менее, ведь разные исходы могут быть отравлений некачественными, просроченными продуктами. Уголовная ответственность не предусматривается ни в каких случаях?
— Напрямую, прямой зависимости здесь нет. В магазине нашли продажу продуктов с истекшим сроком годности — административная ответственность тебе да.  А если уже наступают какие-то последствия, то это уже опосредованная зависимость. Но и здесь нужно найти, доказать, установить причины, следствия и так далее. Раньше была статья в УК за обмер, обвес, обман потребителя, но это давно.

— ОБХСС этим занимался и достаточно успешно. 
— Сейчас это все административные преступления.

— Ну, может быть и зря, на самом деле. Потому что нужно в определенных случаях принимать более серьезные меры.
— Вот сейчас рубль — это очень существенно. Когда его у тебя в виде штрафа отнимают, это более существенно, чем какие-нибудь полтора года условно.

— Смотря, какой рубль у кого отнимать.  Для крупной торговой сети 5-10 тысяч штрафа — я не думаю, что это будет существенное наказание.
— Я соглашусь. Но это только одна часть нашей жизни. Нет комплексного подхода.

Ну, что же, на этом мы закончим наш сегодняшний разговор. Все-таки тема защиты прав потребителей — тема, к которой мы будем обязательно возвращаться, потому что она касается буквально всех и каждого из нас. У нас в гостях сегодня был Алексей Карманов, руководитель регионального отделения Всероссийского движения объединения потребителей России. Я — Андрей Филоненко, это был «Свой диалог». Всем до свидания.
Комментарии пока отсутствуют

Свой диалог
Программа в жанре актуального интервью. Динамичный и деловой характер разговора позволяет обсудить самые острые вопросы, интересующие наших телезрителей. Смотрите программу: понедельник-пятница в 12:15 и 19:35.


Самое обсуждаемое
Популярное за неделю