В региональном отделении Общероссийского народного фронта в Амурской области прошло обсуждение результатов мониторинга практики имущественной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в регионах РФ, проведенного в июне 2017 г. рабочей группой ОНФ «Общество и власть: прямой диалог». Активисты Народного фронта отметили явное отставание Приамурья от других субъектов в решении проблемных вопросов социально ориентированных НКО и выработали ряд рекомендаций по выводу региона из числа аутсайдеров.
В рамках мониторинга экспертами ОНФ было проанализировано региональное законодательство, сайты исполнительных ведомств, ответственных за поддержку социально ориентированных НКО, а также проведен опрос 30 представителей организаций, которые подтвердили наличие трудностей с получением помещений. Итоги исследования высветили ряд недостатков и в Амурской области, что не позволило региону занять лидирующие позиции.
В Приамурье, к примеру, давно не обновлялся реестр социально ориентированных НКО – получателей поддержки. Размещенная на сайте областного правительства информация актуальна лишь на 2013 г. Также непонятен механизм предоставления данным организациям имущественной поддержки, неясны критерии их отбора.
«В настоящее время, чтобы получить помещение для работы, амурским социально ориентированным НКО необходимо обратиться за содействием к региональным властям, – отметила сопредседатель регионального штаба ОНФ в Амурской области Жаккелина Орлова. – Правительство в случае положительного результата согласования этого вопроса с территориальным управлением ФАС готовит распоряжение о предоставлении организации государственной помощи. Процедура долгая и трудная. С 2012 г. таким образом всего около десяти социально ориентированных НКО Приамурья удалось получить в безвозмездное пользование помещения, расположенные в административных зданиях областного центра».
В муниципальных образованиях имущественная поддержка социально ориентированных НКО осуществляется путем предоставления помещений для проведения отдельных мероприятий. Для выполнения текущей работы социально ориентированных НКО может быть выделен кабинет в здании городской или районной администрации, который часто приходится делить двум и более организациям и бывать в нем по графику.
Кроме того, амурские НКО, у которых есть собственное имущество, нередко сталкиваются с необходимостью оплачивать земельные, имущественные и другие налоги. При этом организации, не имеющие прибыли от своей основной деятельности, несут существенные расходы.
В целях совершенствования форм взаимодействия органов власти и социально ориентированных НКО эксперты Народного фронта считают необходимым утвердить соответствующие нормативно-правовые акты, где был бы отражен прозрачный для всех механизм предоставления организациям имущественной, финансовой и экономической поддержки, а также определены четкие критерии их отбора. Одновременно общественники настаивают на необходимости формирования открытых реестров помещений, создании для социально ориентированных НКО благоприятных условий деятельности.
Эти и другие инициативы активисты Народного фронта планируют включить в список общественных предложений и направить в адрес правительства Амурской области.