15 января Амурский областной суд оставил в силе решение суда городского об удовлетворении требования общественной организации защиты прав потребителей «ПОТРЕБИТЕЛЬ» признать небольшую часть одной из ведомственных инструкций Сбербанка России недействительной, нарушающей права потребителей. Часть эта — всего одно предложение, но денег, наверное, Сберу до сих пор приносит немало.
Дело вот в чем.
Каждый, кто брал в банке кредит, в том числе и в Сбербанке, знает, что банк обязательно предлагает заемщику на период кредитования застраховаться. Банк выступает посредником между страховой организацией и заемщиком, оказывая услугу по обеспечению страхования, принимая деньги от заемщика и передавая их, за минусом своих комиссионных, страховщику. Все это уже привычно. Хотя, если бы вы узнали размер комиссии, оставляемой Сбером себе, вы бы сильно удивились, как недорого само страхование.
Фото: ruspics.livejournal.com
На что и как Сбербанк расходует полученные за услугу деньги, заемщику-потребителю все равно. Банк назвал цену своей услуги, заемщик банку заплатил.
Но что происходит с данной банковской услугой по обеспечению страхования и с уплаченными за нее заемщиком деньгами, если кредит погашен досрочно?
Вы скажете, ничего сложного. В момент полного досрочного погашения кредита необходимость и основания для продолжения страхования заемщика прекращаются. Из денег, полученных за услугу, банк должен оставить себе часть, соответствующую периоду до досрочного погашения кредита, и возвратить заемщику оставшуюся сумму.
В законе о защите прав потребителей по этому поводу сказано: потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Казалось бы, все предельно ясно: погасил досрочно кредит, написал заявление, вам вернули часть денег за неиспользованную услугу.
Ан — нет. Только не в Сбербанке. Там убеждены, что если банк возвращает вам часть уплаченных вами же денег, то это уже ваш доход, с которого в пользу банка следует удержать 13 %. И как механические истуканы станут в этом убеждать и вас. И менеджеры, и начальники, и юристы, и местные, и московские.
«Какие ваши доказательства?!» — как известный киногерой, возможно, воскликните вы, если усомнитесь в законности банковских инструкций и в компетентности «банкиров». Как подтвердил суд, никаких законных! Единственное — именно то предложение в ведомственной инструкции Сбербанка, которое признано незаконным.
Инструкция эта — «Условия участия в Программе коллективного добровольного страхования жизни и здоровья заемщиков ОАО «Сбербанк России», пункт 4.4.
Фото: fintraining.livejournal.com
С этой инструкцией разобрались: если вы погасили кредит в Сбербанке досрочно и заявили о возврате части платежа за услугу, связанную со страхованием, удерживать 13 % с возвращаемой суммы — незаконно. Если эти проценты удержаны не более трех лет назад — вы имеете право требовать их возврата.
В Сбербанке применяются и иные правила страхования заемщиков, именующиеся по-иному. Следует обратить внимание.
Неужели руководители Сбербанка, издававшие эту инструкцию, да и остальные работники старейшего банка России, не отличают доход от сдачи, и вся их пресловутая квалификация финансистов ничто иное, как профанация?
А может дело все-таки в «тринадцати процентах» нахаляву? Не важно, что незаконно, не важно, что — жульничество!
И еще одно. В тот же день, когда областной суд вынес определение, касающееся упомянутой инструкции Сбера, в Интернете в новостной ленте mail.ru, как, наверняка, и на других ресурсах, опубликовали высказывания руководителя Сбербанка, экс-министра экономического развития с марта 2000 по сентябрь 2007, Германа Грефа на экономическом форуме в отношении состояния экономики России. В частности, он сказал: «Мы проиграли конкуренцию, надо честно сказать. И это технологическое порабощение, я бы так говорил, мы просто оказались в числе стран, которые проигрывают, стран-дауншифтеров» (Москва, 15 янв. — РИА Новости).
когда я спросила в банке возврат суммы по страхованию, мне сказали, что можно сделать возврат сразу же, после закрытия кредита, а не по истечению года, когда вы закрыли
Домашний уют часто начинается с кухни. Здесь хочется создать особую атмосферу. И в этом могут помочь живые растения. Кухонные джунгли становятся остро...
Читать далее
Игорь Волобуев
1
699
«Ёбидоёби» или как назвать корабль, чтобы не утонуть?
Компания «Ёбидоёби» не смогла доказать в суде, что ее фирменное наименование воспринимается российскими потребителями как транслитерация предложения «...
Читать далее
Dark Studio
1727
Подкаст о предпринимательстве запустило амурское digital-агентство Dark Studio
Привет, на связи Dark Studio.Весной этого года мы решили записать подкаст об амурских предпринимателях. Во-первых, с помощью такого формата мы хотели ...
Читать далее
Виталий Михайлов
7931
Приют для бездомных в Садовом закрыт и никогда не откроется
Очень долго не писал, потому что было некогда, не хватало времени даже на полноценный сон.Что ж, настало время для последней публикации в этом блоге. ...
Читать далее
Светослав Ильиных
7983
"Ангел" и "Живи еще хоть четверть века...". Сказки. Читает автор.
Читать далее
Алексей Карманов
Организация «Потребитель»
Блог председателя амурской региональной общественной организации защиты прав потребителей «Потребитель».
САНКЦИИ. А ЧТО ПОТРЕБИТЕЛЬ?
27 февраля 2022, 22:16
3011
ОБРАЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАДОРОГО. КТО ЗАЩИТИТ ПОТРЕБИТЕЛЯ