Фото 1.png

С момента принятия закона об участии в долевом строительстве прошло более 17 лет, и на протяжении всего периода его существования в него постоянно вносились поправки ввиду имеющихся недоработок, которыми пользовались недобросовестные застройщики. Имеющиеся «пробелы» в законодательстве ежегодно пополняли ряды обманутых дольщиков на территории всей нашей страны. И только благодаря последним изменениям, вступившим в силу с 1 июля 2019 г., в виде создания механизма проектного финансирования или счетов эскроу, а также создание фонда защиты прав дольщиков, законодателям удалось более или менее стабилизировать ситуацию.


Да, обманывать стали меньше. Но проявилась и вторая негативная сторона медали — удорожание стоимости жилья, а также продажа строящейся недвижимости по серым схемам в обход 214 Закона.

Все те, кто был отнесен в статус «обманутых» до принятия новых поправок, к сожалению, могут лишь рассчитывать в большинстве случаев на новую финансовую кабалу, так как вынуждены будут доплачивать за удорожание стоимости жилья по сравнению с теми ценами, когда заключался договор и вносились деньги.

Не самым лучшим примером является и наша Амурская область. Потушив «пожар» обманутых дольщиков ООО «Россия» за счет областного бюджета, буквально через несколько лет мы наступили на те же самые грабли с банкротами-застройщиками ООО «СК «Городок», ООО «НЭП» и ООО «Горизонт». Неужели нельзя было уже из первой ситуации извлечь серьезный урок? Ведь при нашем минстрое даже существует целый отдел по контролю за долевым строительством.

Считаю, что при нормальной организации мониторинга и контроля ситуацию можно и нужно было своевременно предотвратить. К сожалению, те меры господдержки, которые были предоставлены обманутым дольщикам у нас, не в полной мере соответствуют реалиям сегодняшнего дня. Что нужно обманутым дольщикам, основная часть из которых это молодые семьи в ипотечном рабстве? Им нужны квартиры. Что получили они фактически? Жалкие крохи в виде первоначально внесенной суммы, так как выплаты предоставлялись по истечении 4-5 лет после заключения договора, за которые стоимость жилья возросла существенно.

То есть пострадавший участник долевого строительства в целях приобретения новой квартиры, вынужден был вновь брать кредит, чтобы, получив социальную помощь, доплатить необходимую сумму. Согласитесь, далеко не лучший алгоритм решения проблемы обманутых дольщиков, так как самым идеальным вариантом для решения проблемы обманутых дольщиков является один и единственный — достройка абсолютно всех проблемных домов, а не исключительно домов, находящихся в высокой степени готовности. Закон должен действовать не избирательно, а для всех пострадавших в одинаковой степени. А у нас получились в привилегированном положении лишь те дольщики, чьи дома оказались в высокой степени готовности.

Это мое субъективное мнение.