фото 1.jpg

Обильные ливни первых дней августа вызвали новые масштабные наводнения в Амурской области. Как и в июне, ежедневные сводки МЧС воспринимаются многими местными жителями, попадающими в зоны затопления, как вести из фронта.

Что нужно знать

С юридической точки зрения, в первую очередь необходимо разобраться с терминологией.

В соответствии со ст.16 Жилищного кодекса, к жилым помещениям относятся также и жилые дома. Это важно, так как подавляющее большинство пострадавших от наводнения граждан проживают именно в своих домах.

Постановлением Правительства Амурской области № 596 от 22.10.2019 (с изменениями от 28.05.2021 № 336) утверждены Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле — августе 2019 года на территории Амурской области.

В упомянутых Правилах необходимо обратить внимание на два термина: поврежденные и утраченные жилые помещения.

К поврежденным жилым помещениям относятся жилые помещения независимо от формы собственности, которые повреждены в результате чрезвычайной ситуации и требуют проведения капитального ремонта.

К утраченным жилым помещениям относятся жилые помещения независимо от формы собственности, которые повреждены в результате чрезвычайной ситуации и признаны непригодными для проживания.

На мой взгляд, существует некоторое противоречие, между социальными нормами оказываемой помощи подтопленцам и номами Земельного и Жилищного законодательства.

Давайте разбираться

Согласно абз.2 п.49 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв.Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006), в случае признания дома аварийным, соответствующий орган местного самоуправления на основании полученного заключения комиссии принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц.

В соответствии со ст.56.8 Земельного кодекса, размер возмещения за изымаемые земельные участки, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», т.е. по его рыночной стоимости.

Согласно ст.56.9 Земельного кодекса соглашение об изъятии недвижимости должно содержать размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения на основании ч.6 ст.32 Жилищного кодекса.

Как предусмотрено п.42 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, собственник, жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), вправе подать в комиссию соответствующее заявление.

К заявлению необходимо приложить заключение строительно-технической экспертизы о признании жилого помещения непригодным для проживания.

фото 2.png

фото 3.png

В качестве примера привожу одно из заключений по затопленному жилому дому в поселке Владимировка Благовещенского района, которое было выполнено экспертами ГК «Первое экспертное бюро» ИП Семина В.А.
После проведенного обследования экспертом Уваровым А.М. было выдано заключение о непригодности жилого дома для проживания.

С этим заключением собственники дома через МФЦ с соответствующим заявлением могут обратиться в администрацию Благовещенского района, которая в установленные законом сроки обязана заключить с собственниками соглашение о выкупной стоимости, как земельного участка, так и самого дома.

В упомянутом случае мною был изложен алгоритм действий, при котором, государство при изъятии компенсирует рыночную стоимость жилья и земельного участка, исходя из его реальной рыночной стоимости за всю его площадь, а не исходя из установленных показателей социальных норм на человека, как это предусмотрено Правилами (Постановление Правительства Амурской области от 28.05.2021 № 336).

Разбираемся дальше
В настоящее время на информационных стендах многих муниципальных образований попадающих в зону риска размещается более подробная информация для граждан, пострадавших в результате паводка 2021 года.

фото 4.jpg

Так, если жилье признано непригодным для дальнейшего проживания, Правилами (утв.Постановлением Правительства Амурской области № 596 от 22.10.2019) установлен размер выплаты, который рассчитывается на приобретение или строительство жилого помещения — исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Амурской области.

При этом, в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года № 94/пр, стоимость 1 кв.метра жилья для жителей Амурской области установлена в размерах 82 266 рублей.

фото 5.png

Ко мне часто за консультацией обращаются собственники подтопленных жилых домов, чьи размеры явно не вписываются в понятия и параметры социальных норм, и владеющие к тому же, на праве собственности не одним объектом недвижимости. Для данной категории обеспеченных граждан Постановление Правительства Амурской области № 596 от 22.10.2019 явно не будет служить путеводной звездой.
Но у меня резонно возникает и другой вопрос — а можно ли, исходя из установленных показателей (82 266 рублей за кв.метр) сегодня приобрести себе более менее адекватное жилье, например в Благовещенске, учитывая стремительно стартующие цены от 120 000 рублей за кв.метр?

А что сделало Правительство Амурской области для обуздания такого запредельного взлета стоимости жилья, кроме размещения информационных стендов?