В спортивной жизни Приамурья конца XIX — начала XX века конный спорт занимал значительное место. Немудрено — лошади играли важную роль в жизни казачества и крестьянства.

Сведения об элементах конного спорта (помимо казачьих традиций) относятся к 1895 году. Тогда в Благовещенске на льду Амура был оборудован первый ипподром и проведены скачки.

Из Благовещенска в Петербург в седле

Первой попыткой создания местного коневодства в условиях русской колонизации Приамурья стала организация конного завода в 1862 году на заимке возле станицы Константиновской хорунжим Михайловым и офицером по особым поручениям восточносибирского генерал-губернатора князем П. А. Кропоткиным.

8a0a7a0a4690a17b1c297fc796b0bfa2.jpg

На этом первом в Приамурье заводе разводили якутскую (амурскую) породу лошадей, которая была известна еще со времен мохэ. Выведение достаточно выносливой и адаптированной к условиям Амурской области породы лошадей было необходимо.

Хорошая подготовка амурских казаков и выдающиеся качества местных лошадей были засвидетельствованы на мировом уровне благодаря сотнику Амурского казачьего войска Д. Н. Пешкову.


eb3b800cbe40ad7e466265c6de6b563e.jpg

Казак испытал себя и лошадь местной породы в экстремальных условиях, пройдя 8 283 версты за 1 169 часов (с 7 ноября 1889 по 19 мая 1890 года). Он отправился из Благовещенска в Санкт-Петербург на своем Серко — 13-летнем строевом коне амурской породы.

ca9e03c82631e2a17ede89caa0a4ff52.jpg

Поход проходил в холодный период, что усугубляло трудности пути. Среднесуточный переход составлял 50 верст, а наибольший — 92 версты. Расстояние более 8 тысяч верст было пройдено за 193 дня, включая 40 дней отдыха и непредвиденных задержек в пути.

fc5f1904af94fde1774a19e163022a00.jpg

Во второй половине XIX века конноспортивные состязания как военно-прикладной вид спорта приобретают в Приамурье массовый характер именно благодаря казакам. После заключения Портсмутского договора, завершившего Русско-японскую войну, Амурский дивизион возвратился в станицу Екатерино-Никольскую, приведя с собой 550 дарственных лошадей для населения.

В начале января 1906 года в Благовещенск прибыл Амурский полк, приведя с собой 1500 высочайше дарованных лошадей для улучшения коневодства среди населения.

Ледяной ипподром

В начале XX века группа охотников и любителей чистокровных и чистопородных лошадей решила организовать по примеру других российских городов правильные их испытания. Так, 15 ноября 1904 года появилось Амурское общество поощрения коннозаводства.

6715d2a6d817c45fbc4470e1349f3511.jpg

В начале 1905 года общество оборудовало на льду Амура зимний ипподром с беговой дорожкой длиной 1,5 версты и построило временные трибуны. В первый беговой день, 13 февраля, прошли забеги рысистых и скаковых лошадей.

Эпизодичность состязаний не отвечала целям общества, поэтому амурчане решили устроить для серьезных тренировок не временный, а постоянный ипподром. После переговоров с городским самоуправлением обществу на льготных условиях был выделен участок земли.

8d552bfe1f661df6048fd381c2399270.jpg

Место это находилось за городом, было сплошь заболоченным, расположенным вдали от дорог. Несмотря на это, энтузиасты конного спорта не отступили от задуманного. Корчевка, осушка, проведение дорог, устройство беговой дорожки, трибун, конюшни, каретников и прочих зданий заняло немало времени, и общество, затратив в первый год около 70 тысяч рублей, открыло состязания на вновь устроенном ипподроме лишь 11 декабря 1905 года. К весне 1906 года зимний и весенний сезоны были закончены 13 беговыми днями.

Девичьи скачки

Становление коннозаводства дало новый толчок развитию конного спорта на Амуре: регулярно на ипподроме проводились скачки — офицерские, казачьи, азиатская, джигитовка казаков, дамские забеги. Проведение бегов и скачек являлось основной формой деятельности общества, доступной так или иначе для всех категорий наездников, владельцев лошадей и просто любителей конного спорта. Бега устраивались не только на ипподроме, но и на льду Амура, по Игнатьевскому тракту, за городской тюрьмой и в других местах.

О популярности конного спорта свидетельствует сообщение газеты «Амурское эхо» о проведении 26 апреля 1915 года дамских скачек из 26 заездов с участием 46 лошадей: «В течение недели дамы усиленно готовятся и, судя по проездам, могут конкурировать со многими нашими наездниками».


75692b224dcf44d2182d6d0b398341b5.jpg

В дни соревнований на ипподроме проводились различные зрелищные мероприятия. Например, 1 апреля 1907 года играли хор трубачей Нерчинского полка и оркестр 21-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, командой 1-го Нерчинского казачьего полка исполнялись песни. 4 октября 1909 года на ипподроме проводились велосипедные гонки. В 1911 году — впервые устраивались показательные полеты на аэроплане Я. И. Седова.

* * *

За время своего существования в 1904–1914 годах общество добилось солидных результатов:

  • построен ипподром с необходимыми дополнительными помещениями для тренировки и содержания лошадей;
  • к общественной и спортивной работе приобщено значительное количество жителей города и области;
  • постоянно совершенствовалась методика подготовки и тренировок лошадей к соревнованиям;
  • решались вопросы приобретения производителей и селекции пород.

Однако конный спорт, требующий значительных затрат, оставался привилегией наиболее обеспеченных слоев городского общества.

Материалы по теме: