Как известно, с 1 мая минимальный размер оплаты труда (МРОТ) достигнет прожиточного минимума и составит 11163 рубля в месяц, а с учетом районных коэффициентов — больше 16 тысяч рублей, в северных районах Приамурья (с учетом «северных») — около 22 тысяч рублей.

Деньги в массы

Понятно, что государство (федеральные и региональные структуры) и муниципалитеты «автоматически» выполнят новые требования и поднимут нижнюю планку зарплаты своих работников до указанной величины. Конечно же, речь идет, прежде всего, о работниках муниципальных организаций и предприятий, ведь у государственных служащих давно уже нет зарплат ниже указанных значений. Работники муниципальных предприятий — дворники, сторожа, нянечки в детских садах уже не будут получать меньше 16 тысяч рублей. В бюджетах всех уровней в Амурской области в 2018 году на эти цели запланировано около 2 млрд. рублей.

Что это значит для региональной экономики? Попробуем подсчитать.

Можно с уверенностью предположить, что большая часть этих дополнительных доходов будет потрачена амурчанами — работниками государственных и муниципальных предприятий и организаций на потребление товаров, работ и услуг. На первый взгляд, это не очень большой объем денежной массы, а именно — примерно 1/150 или 0,6% объема всех расходов населения Приамурья.

Примерно 60% повседневных трат населения приходится на приобретение продуктов питания и непродовольственных товаров недлительного пользования, еще 20% — потребление товаров и услуг в сфере транспорта и связи, бытового обслуживания и др., что в совокупности составляет больше 4/5 всех расходов населения.


Таким образом, около 1,2 млрд. рублей из «новых» денег дополнительно попадут в потребительский сегмент амурской экономики в текущем году. Если вычесть отсюда долю розничной торговли продуктами питания, приходящуюся на крупные торговые сети из других регионов (примерно 20% от всего объема розницы), останется около 1 млрд. рублей. Это именно те деньги, которые потребители дополнительно заплатят амурскому малому и среднему бизнесу за товары, работы и услуги.

Учитывая, что амурские предприниматели в последние три года справедливо жаловались на снижение платежеспособного потребительского спроса, эта «добавка» придется как нельзя кстати. У предпринимателей за счет увеличения выручки появится дополнительная возможность для покрытия долгов, компенсации затрат, модернизации и расширения бизнеса, и это, безусловно, плюс.

Минусы

Обязанность применять новый МРОТ касается не только государственных и муниципальных предприятий и организаций, но и бизнеса. Если с крупным и средним бизнесом все более-менее ясно, там зарплаты работников в целом превышают новый МРОТ, то малому бизнесу придется «напрячься» — ведь дело не только и не столько в необходимости повысить размер заработной платы, сколько в необходимости платить взносы во внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского и социального страхования) с заработной платы наемных работников по ставке 30%.

Про налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13%, который работодатель обязан удерживать из зарплаты своих работников и перечислять в бюджет, тоже не стоит забывать. Несмотря на то, что уплата НДФЛ является обязанностью наемного работника, а работодатель выступает лишь в роле налогового агента, «помогая» работнику перечислять в бюджет сумму налога на его доходы, на деле абсолютное большинство работников малого бизнеса не задумываются об этом (а некоторые просто не знают), интересуясь лишь размером своей «чистой» заработной платы, получаемой на руки. Таким образом, выплачивая работнику зарплату, например, в размере 10 тысяч рублей в месяц, предприниматель обязан перечислить НДФЛ в бюджет и взносы во внебюджетные фонды еще в размере около 4,5 тысяч рублей.

Теперь же, будучи обязанным повысить такую зарплату до 16 тысяч, предприниматель должен будет не только увеличить зарплату работнику на 6 тысяч, но и увеличить свои затраты на НДФЛ и взносы в фонды с 4,5 тысяч еще примерно на 2,5 тысячи рублей.

Всем выйти из тени

Но парадокс ситуации заключается в том, что, по нашим оценкам, примерно 80-85% заработной платы наемных работников малого бизнеса выплачивается «в конвертах», находится в тени, а говоря простыми словами — скрывается от налогообложения. Соответственно, никакие обязательные платежи (НДФЛ и взносы в фонды) от такой зарплаты бизнес государству не перечисляет. Массовый увод зарплаты в «тень» произошел в 2011 году, когда фискальная нагрузка на фонд оплаты труда возросла с 14% до 30%.

Хорошо это или плохо? Конечно, плохо. Но происходит это не потому, что все предприниматели якобы изначально нацелены на обман государства. Большинство предпринимателей являются людьми честными, но, работая на грани рентабельности, они вынуждены нарушать нормы морали и права и «оптимизировать» свое налогообложение, постоянно решая дилемму — закрыть бизнес и уволить наемных работников, оставив их семьи без источника средств к существованию, или продолжать работать, выплачивая зарплату и перечисляя в бюджет хоть какую-то часть налогов.

Откуда же берет малый бизнес (особенно легальный — розничная торговля, услуги) деньги на выплату теневой зарплаты своим работникам? Существует два варианта действий: вести часть бизнеса (продаж) в тени и обналичивать (незаконно переводить в теневой оборот) легально заработанные безналичные деньги (прибыль, предпринимательский доход). Оба пути становятся все более тернистыми: повсеместное внедрение ККТ онлайн направлено именно на контроль за денежным обращением, а обналичивание денег давно находится под пристальным вниманием государства (финмониторинг, налоговая, банки) и строго пресекается.

Казалось бы, если предприниматели «экономят» на платежах в бюджет, тогда как может повлиять повышение МРОТ на малый бизнес? Дело в том, повышение зарплаты не менее чем до уровня МРОТ уже взято на контроль прокуратурой, создаются межведомственные комиссии по мониторингу ситуации, значит, административное давление на бизнес еще больше возрастет.

Что делать?

На самом деле бизнес не против официально выплачивать доход своим работникам, ведь зарплата и налоги и взносы на нее являются затратами предпринимателей, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогам на предпринимательский доход. Все дело в завышенных ставках взносов в фонды. Если их уменьшить до экономически «подъемной» величины, никто не будет уводить зарплату работников в «тень». Зарплата выйдет из «тени» — увеличится налогооблагаемая база по НДФЛ, соответственно увеличатся поступления НДФЛ в региональные и местные бюджеты.

Считаем, что снизить ставку взносов для начала можно было бы в рамках политики приоритетного развития Дальнего Востока, ведь резиденты территорий опережающего развития, например, уплачивают взносы в фонды по ставке 7,6%.

По нашим подсчетам, снижение совокупной нагрузки по взносам в фонды с нынешних 30% если не до прежних 14%, то хотя бы до 20% даст возможность «вздохнуть» с облегчением малому бизнесу, пополнить региональные и местные бюджеты за счет возросшего поступления НДФЛ, а вывод зарплаты из тени компенсирует относительное снижение поступлений взносов за счет увеличения их абсолютной суммы.

Конечно, такие действия требуют от лиц, принимающих решения, определенной управленческой и даже политической смелости, но если их не предпринять, все решения по повышению МРОТ останутся не более чем полумерами, не достигающими запланированного социально-экономического эффекта, а увеличение административного давления на малый бизнес в связи с усилением контроля за повышением МРОТ вызовет очередную негативную реакцию предпринимателей и может привести к «схлопыванию» малого бизнеса как такового.

Автор: руководитель амурского отделения «Опоры России» Борис Белобородов. Данный материал ранее был размещен в газете «Малый бизнес Приамурья», публикуется с согласия автора.