Россия вступила в полосу экономических трудностей, бюджеты регионов, а, следовательно, и способность краев и областей к выживанию в кризис подвергаются новым суровым испытаниям.

Давно бюджетодефицитная Амурская область все глубже погружается в долговую трясину, из которой не выбраться без финансовой поддержки, достаточно призрачной с точки зрения сегодняшнего дня. Государственных мужей, ответственных за положение страны и отдельных регионов, мучит вопрос: как пополнить пустеющую казну?

Казалось бы, самым логичным и простым выходом может быть увеличение налогов и сборов — раз бизнес еще существует, значит, у него есть, что взять.

Приказ: собрать по максимуму

Именно в русле этой логики в последние 5 лет проводилась налоговая политика как на федеральном, так и на региональном уровнях. С 2011 г. более чем в 2 раза увеличились ставки сборов в фонды для малого бизнеса, в 2013 г. в 2 раза увеличились взносы в пенсионный фонд для ИП, не имеющих наемных работников, с 2013 г. «упрощенцы» стали платить налог на имущество с торговых и офисных площадей, превышающих определенные размеры, а с 2014 г. — с торговых и офисных площадей любых размеров. Некоторые муниципалитеты Амурской области с 2015 г. резко подняли размер единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Наше Законодательное собрание с подачи губернатора в порядке законодательной инициативы предложило исключить торговлю из упрощенной системы налогообложения.

bd7c958aa5ccbde88b9a3017cebd36c0.jpg
Фото: mair.in.ua.

С сожалением приходится констатировать, что в Приамурье такое отношение к малому бизнесу выражено даже более явно, чем в стране в целом. Об этом свидетельствует доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте Амурской области — 9 % на фоне 21 % в российском ВВП.

На словах наша областная законодательная и исполнительная власть признает нецелесообразность установления чрезмерных налогов. На деле же фактически продолжает увеличивать налоговую нагрузку.

Малого бизнеса все меньше

Парадокс состоит в том, что все эти меры не дают сколько-нибудь ощутимого результата. Наши чиновники не учитывают, что повышать налоговую нагрузку можно только до определенного предела, за которым происходит уход в «тень» или прекращение деятельности предприятия, забывают, что бизнес НЕ ОБЯЗАН вести предпринимательскую деятельность.

Если условия ее ведения станут невыгодными, предпринимательская деятельность будет прекращена (сработают законы инвестиционной НЕпривлекательности), от этого не выиграет никто — предприятия закроются, работники (и нелегальные в том числе) будут уволены, около трети трудоспособного населения Приамурья, работающего сегодня по найму в малом бизнесе, останется без источника дохода. Поступления в бюджет (как от деятельности предприятий, так и от заработных плат работников) прекратятся совсем.

Зачастую увеличение налоговой нагрузки чиновники оправдывают недобросовестностью предпринимателей, уводящих свой бизнес в «тень», мол, вы, бизнесмены, сами виноваты в увеличении налогового бремени — если бы платили налоги в соответствии с законом, тогда не пришлось бы увеличивать налоговые ставки (как с ЕНВД в муниципалитетах Приамурья).

Конечно, нечестные люди встречаются везде, и среди предпринимателей тоже. Однако там их не больше, чем коррупционеров и казнокрадов среди чиновников или иждивенцев и тунеядцев среди «простых» трудящихся. Не стоит также забывать, что малый бизнес, «оптимизируя» свои налоговые платежи, тем не менее, продолжает кормить свои семьи и своих работников.

379b06925e44b3753dc9cd0fe128a895.jpg
Фото: www.promved.ru.

Потребительское отношение со стороны чиновников к малому бизнесу как к неиссякаемому источнику фискальных доходов в корне неправильно. Главная функция малого бизнеса — гибко реагируя на потребности экономики в товарах, работах и услугах, обеспечить предложение таковых и, главное, — занятость для самих предпринимателей и средства к существованию — членам их семей, в случае успешного развития бизнеса — и другим гражданам, и, соответственно, снять с государства нагрузку по их пенсионному, социальному и медицинскому обеспечению.

Отсюда вывод: чем больше людей занимаются малым бизнесом, тем будет легче государству выполнять свои социальные обязательства перед оставшимся населением.

Фискальная функция малого предпринимательства при этом является вторичной, опосредованной по отношению к функции самообеспечения, создания новой экономической среды, формирования среднего класса.

Мы полагаем, что особенно сегодня, в кризис, любые действия власти, направленные на ухудшение условий предпринимательской деятельности являются методологически ошибочными и поэтому экономически деструктивными.

Что делать?

В кризис необходимо ослаблять давление на бизнес, поддерживая предпринимателей различными льготами, а не увеличивать налоговую и административную нагрузку, усложняя и без того непростое положение хозяйствующих субъектов.

Именно поэтому за последние 2-3 месяца на федеральном уровне продекларированы и уже начали реализовываться меры по снижению налоговой и административной нагрузки на малый бизнес. Амурским областным и муниципальным депутатам, а также чиновникам исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления давно пора оказаться «в тренде» и повернуться лицом к малому предпринимательству.

Главным вектором должен стать вывод из «тени» малого и среднего бизнеса, как в плане раскрытия доходов от «неформальной» деятельности, так и «обеления» зарплат «в конвертах».

bd3e44a9db4a8946f0af34f9453c2d9d.jpg
Фото: mediazavod.ru.


Предполагаемое введение в российских регионах (Амурской области в том числе) «налоговых каникул» для вновь зарегистрированных ИП, безусловно, является позитивной мерой, но затронет только начинающих бизнесменов и не будет способствовать выводу из тени уже действующего бизнеса.

При этом действий только региональных властей недостаточно. Сегодня в каждом отдельно взятом регионе для оживления экономики недостаточно возможностей, предоставляемых компетенциями субъектов федерации. Без решительных действий на федеральном уровне проблему теневой экономики не решить. Необходимо на деле обеспечить предложенную президентом Путиным на ближайшие несколько лет неизменность правил ведения бизнеса, в том числе налогообложения.

Первым и главным шагом должно стать снижение ставок взносов во внебюджетные фонды для малого бизнеса, необоснованно повышенных с 2011 г. Конкретные размеры подлежат обсуждению, правильным видится возвращение к 14 %, но даже снижение с 30 % до 18-20 % сыграет положительную роль.

Одновременно должны быть продуманы дополнительные меры по контролю за правильностью исчисления и уплаты налогов, в частности НДФЛ с зарплаты наемных работников и сборов в фонды. Предпринимателям должно стать опасно и невыгодно нарушать налоговое законодательство. С известной долей уверенности можно утверждать, что малый бизнес в случае радикального снижения налоговой нагрузки сможет пожертвовать и «священной коровой» — иммунитетом от внеплановых проверок в налоговой сфере по 294-ФЗ.

Административные меры должны сопровождаться пропагандистской и идеологической работой среди различных слоев россиян.

Кроме того, необходимо обеспечить реальную консолидацию общества на базе идеи спасения страны из экономического кризиса. В трудное время каждый должен чем-то жертвовать: чиновники — своим спокойным и сытым существованием, независящим от конкретных результатов их деятельности, предприниматели — возможностью использования лазеек для «оптимизации» налоговой нагрузки, наемные работники, особенно бюджетники, — так называемой «социальной защищенностью», повисшей неподъемным бременем на экономике страны.

Такой комплекс мер в случае их реализации приведет к выводу из «тени» зарплат наемных работников малого и среднего бизнеса. Поступления в фонды не уменьшатся, а, возможно, даже увеличатся (как когда-то введение «плоской» шкалы НДФЛ привело к росту налоговых поступлений), также увеличится поступление в бюджеты всех уровней налога на доходы физических лиц. Вкупе с пенсионной реформой это сделает обязательства бюджета более экономически оправданными и поэтому выполнимыми. Экономика отдельных регионов и страны в целом сможет пережить кризис и возобновит свое поступательное развитие.

Борис Белобородов, председатель Амурского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».