- 100 миллиардов рублей — столько государство выделило на космодром с 2011 по 2014 годы. Еще 40 миллиардов было перечислено «Спецстрою» с начала 2015-го. В мае агентство попросило еще 20 миллиардов. Дума уже приняла поправки в бюджет в первом чтении.
- Космический ракетный комплекс для «Союза-2» на Восточном оказался в 2,3 раза дороже своего аналога на Куру и на 60 % выше даже верхней планки стоимости сравнимых космодромов.
- По данным Счетной палаты, расходы на строительство космодрома были преднамеренно завышены на 18 %.
- Не менее 18 из 112 работающих на строительстве фирм имеют прямое или косвенное отношение к представителям власти, силовикам, а также бывшим или нынешним сотрудникам «Спецстроя». Не менее 29 фирм с общим объемом подрядов на 32 миллиардов рублей имеют два и более признаков сомнительной деятельности.
- Вице-премьер Дмитрий Рогозин, контролирующий работы на Восточном, посетил стройку 43 раза.
Расследование РБК: кто и как заработал на космодроме Восточный
— Когда вы закончите работы? — на 50-метровой башне обслуживания стартового комплекса космодрома Восточный вопросы надо задавать громко, чтобы ветер не успел унести слова в бесконечную тайгу кругом.
— По идее, «Спецстрой» должен был все закончить, а потом начать Роскосмос… — отвечает Денис, инженер Роскосмоса. На этих словах догнавший нас охранник шлепает Дениса по животу. Тот боязливо озирается, и разговор кончается.
10 минут мы спускаемся с башни молча.
Стройка под личным контролем
Восточный, может быть, самая тайная и важная стройка в России. Секретный указ президента о создании космодрома был подписан в ноябре 2007 года.
Основным конкурентом при выборе места был портовый город Советская Гавань в Хабаровском крае, однако за пару недель до выезда комиссии произошло землетрясение, и после пересчета конкурент в два раза проиграл по деньгам из-за сейсмики, вспоминает события 2007 года членкор Российской академии космонавтики (РАКЦ) Андрей Ионин.
В результате остановились на Углегорске в Амурской области: всего на 6 градусов севернее Байконура, удобные поля падения отработанных ступеней, много солнечных дней, рядом проходит трасса Чита — Хабаровск и Транссиб. Наконец, здесь была советская ракетная часть, а потом и космодром Свободный, с которого в новой России успели запустить несколько легких ракет. Решение было политическим, вспоминают эксперты, работавшие тогда над проектом, — обеспечить космические запуски с собственной территории. «Как бы ни были хороши отношения с Казахстаном, но политика диктует свое», — говорит президент Московского космического клуба Сергей Жуков.
Стройка началась в 2011-м. «С самого начала работы велись хаотично, бессистемно, — говорил в конце 2014 года тогдашний глава Роскосмоса Олег Остапенко. «Проектно-сметная документация запоздала на два года», — подтверждает в разговоре с РБК первый замглавы «Спецстроя» Александр Загорулько. Когда сметы все-таки пришли, оказалось, что прописанные расценки в два раза ниже тех, что уже понес «Спецстрой». В результате и денег потрачено больше, чем выдали, и отчитаться по выполненным работам не получается, объяснил положение Загорулько.
«По основным объектам документация давно существовала, их [«Спецстрой»] ничто не держало, — возражает в разговоре с РБК генеральный конструктор космодрома Игорь Бармин. Однако проблемы он не отрицает: «Это многострадальная стройка. Сначала предполагали строить комплекс для совсем другой ракеты — «Руси-М». Однако правительство отказалось от нее в пользу «Союза-2», что потребовало заново проводить проектирование и затянуло сроки».
Хроника космического строительства
К осени 2013 года положение стало критическим, отставание по ряду объектов достигало 18 месяцев. Летом 2013 года был отправлен в отставку глава «Спецстроя», вслед за ним гендиректор «Дальспецстроя» и глава Роскосмоса. С того времени руководство Роскосмоса успело поменяться еще раз, а «Дальспецстроя» и вовсе три раза. Начали искать виноватых: по результатам массовых проверок возбуждено уже более 20 уголовных дел.
«Сегодня мы смотрели с вертолета: ряд домов уже заложен, над ними уже работают. Сколько там, восемь домов? А должно быть 40! — распекал строителей приехавший в сентябре 2014 года на космодром Владимир Путин.
Вскоре в правительстве появилась спецкомиссия по Восточному, общее руководство передали от Роскосмоса вице-премьеру Дмитрию Рогозину. «Теперь я здесь буду каждый месяц инспектировать ход работ», — пообещал политик. В июле Рогозин посетил стройку уже в 43-й раз.
«Тема активизировалась в связи с острой геополитической ситуацией [в разгар украинского кризиса] и настойчивостью самого Рогозина, — вспоминает крупный федеральный чиновник, — он ходил к первым лицам и говорил, что там воруют». Путин обратил на это внимание, потому что считает Дальний Восток «темой личного контроля». Рогозин занимается проблемой в ежедневном режиме и регулярно письменно и устно докладывает о ситуации президенту, сказал РБК пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Президент держит ситуацию на контроле», — заверил он.
Сколько потратили на космодром
100 млрд руб. — столько государство выделило на космодром с 2011 по 2014 год. Еще 40 млрд руб. было перечислено «Спецстрою» с начала 2015-го. В мае агентство попросило еще 20 млрд руб. Дума соответствующие поправки в бюджет уже приняла в первом чтении.
РБК выяснял, на что пошли эти деньги. Общая сумма 96 госконтрактов по космодрому Восточный, заключенных с 2011 года, — 161,3 млрд руб. с учетом корректировок, следует из данных сайта госзакупок. На создание космического ракетного комплекса «Союз-2» ушло 94,4 млрд руб., на обеспечивающую инфраструктуру — 60,8 млрд руб., на работы по «Ангаре» — 6,1 млрд руб.
Генподрядчиком президент назначил «Спецстрой», который привлек к стройке два своих предприятия — «Дальспецстрой» и «Спецстройтехнологии». По госконтрактам им до 2015 года предусмотрено выделение 109,3 млрд руб. из названных 161 млрд руб.
Еще 38,5 млрд руб. на изготовление и монтаж оборудования получила структура Роскосмоса — Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП «ЦЭНКИ»). 5,2 млрд руб. — генпроектировщик ОАО «Ипромашпром» (99,9% акций контролирует совладелец Юниаструм Банка Гагик Закарян).
Более 88 млрд руб., или 80 % предназначенных «Спецстрою» средств, пошло на закупки у частных субподрядчиков и поставщиков. Кому же в конечном счете достались деньги космодрома?
Кто строит космодром
Чтобы определить крупнейших субподрядчиков и поставщиков стройки Восточного, РБК изучил связанные с космодромом закупки структур «Спецстроя» («Дальспецстроя», «Спецстройтехнологий», «Спецстройсервиса», Главного управления строительства дорог и аэродромов и др.) стоимостью выше 10 млн руб. (подробнее см. «Как мы считали»). С сентября 2012-го по 15 июня 2015 год таких закупок «Дальспецстрой» разместил на 50,5 млрд руб. (с учетом заказов меньше 10 млн руб. — 56,2 млрд руб.), «Спецстройтехнологии» — на 35,2 млрд руб. Уже в роли субподрядчиков провели размещения также «Спецстройсервис» — на 3,4 млрд руб., ГУ строительства дорог и аэродромов (ГУ СДА) — 4,7 млрд руб.
Предприятия «Спецстроя» проводили закупки по 223-му закону, который регламентирует закупки госкомпаний. Процедуры по 223-му закону наименее прозрачны, поскольку заказчики шире применяют закупки у единственного поставщика, объясняет проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин. Такой вид закупок предполагает заключение договора без конкурентных процедур и «является самым непрозрачным и коррупционно опасным ввиду большого влияния субъективного решения конкретного должностного лица заказчика», добавляет эксперт.
По расчетам РБК, 76 % закупок по космодрому «Дальспецстрой» провел с единственным поставщиком, причем за последние полтора года этот уровень достиг 80 %. У «Спецстройтехнологий» доля закупок с единственным поставщиком также высока — 60 %, у ГУ СДА при «Спецстрое» — 86 %, у «Спецстройсервиса» — 75 %.
«Исходя из сложности или единственности продукции, проектировщики уже в документацию закладывают название определенного завода или поставщика», — объясняет высокий уровень закупок вне конкурса Александр Загорулько.
Однако такая ситуация может говорить и о том, что заказы передаются «дружественным» подрядчикам, считает Шамрин. Часто без конкуренции закупались далеко не самые уникальные товары. Например, 28 апреля 2015 года «Дальспецстрой» заключил договор на 500 млн руб. для поставки цемента и других стройматериалов с единственным поставщиком — «ДВ-Цемент». По данным СПАРК, фирма контролируется ООО «Парк Актив», которая в свою очередь принадлежит Владимиру Пушкареву — брату мэра Владивостока Игоря Пушкарева. На момент публикации в фирме не ответили на запрос РБК. Журнал «Финанс» оценил состояние Пушкарева в 2011 году в 9,1 млрд руб.
Избранные субподрядчики
В начале июня белорусский спецназ остановил в центре Минска «Мерседес», полностью заклеенный стразами Swarovski. За рулем сидел 40-летний гендиректор нескольких строительных фирм и экс-помощник депутата Госдумы Иван Чопозов. Странно, но в столь приметной машине Чопозов скрывался от уголовного розыска: в России бизнесмена подозревают в хищении 4 млн руб. на стройке Восточного.
Кто стоит за самыми крупными субподрядчиками Восточного?
РБК проанализировал деятельность 112 негосударственных субподрядчиков и поставщиков с договорами более чем на 100 млн руб. Среди основных показателей мы выбрали достаточность основных средств, соотношение выручки от космодрома с прежними доходами, офшорный контроль, объем арбитражных претензий, уголовные дела (см. «Как мы считали»). Эти и другие критерии помогают понять, является ли фирма добросовестной или ведет сомнительную деятельность, объясняет ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН Руслан Дзарасов: «Если фирма, которая не занималась особенно бизнесом, не приобрела деловую репутацию, вдруг получает большой объем подрядов, это может быть подозрительно».
Среди рассмотренных компаний 40 практически не имеют собственных зданий, станков и оборудования: доля внеоборотных активов в балансе у них меньше 5 %. При этом 18 таких фирм основной деятельностью заявили именно производство и строительство.
В «Спецстрое» разводят руками: таково законодательство: «Основным критерием при закупке является цена. А вот критерий состоятельности убрали, то есть сейчас на рынок может выйти любая фирма и, имея лицензию, дать минимальную цену и выиграть торги», — жалуется Загорулько.
Однако даже у «Спецстройтехнологий» своих мощностей оказалось очень мало: доля внеоборотных активов в балансе в 2013 году была всего 0,2 %. Как результат — договоры с Роскосмосом почти полностью передавались «Спецстройтехом» на субподряд.
15 из 112 компаний управляются из офшоров или записаны на номинальных владельцев. Так, один из крупнейших субподрядчиков — ООО «Стройтрансгаз-М» — на 52 % контролируется ОАО «СТГ», которое в свою очередь на 94,55 % принадлежит STG Holdings Ltd (Кипр). Структура, которую традиционно относят к сфере интересов Volga Group Геннадия Тимченко, петербургского знакомого президента, получила два крупных подряда. Первый связан со строительством командно-измерительного пункта (по данным сайта госзакупок, 4,5 млрд руб.; по словам представителя компании, сумма после госэкспертизы составила 1,1 млрд руб.) и комплекса хранения компонентов ракетного топлива (КРТ) (5,6 млрд руб. — контракт был расторгнут в конце прошлого года).
Другой крупный субподрядчик — ООО «ФНК Инжиниринг». До 24 ноября 2014 года фирмой владело ЗАО «УК «ФНК Групп». «Акционерами ЗАО «УК «ФНК Групп» с 17 декабря 2011 года являются Павел Штырляев и Вадим Дадыка, со 2 марта 2012 года в состав акционеров вошел Аркадий Куликов», — сообщил гендиректор «ФНК Инжиниринг» Вадим Дадыка. По данным ЕГРЮЛ, учредителями ЗАО «УК «ФНК Групп» были две офшорные фирмы: Квантум Системз Груп (Британские Виргинские острова) — 76 %, и Клэддинг Глобал (Британские Виргинские острова) — 24 %.
ОАО «Дальмостострой» управляется через офшоры в интересах министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова. ОАО «Буреягэсстрой» также до последнего времени принадлежало Абызову. У «Дальмостостроя» и «Буреягэсстрой» наибольший отрицательный баланс арбитражных претензий: банки требуют 10,1 и 8,9 млрд руб. соответственно.
Тяжбы против ОАО «Амурметалл» достигли 3,8 млрд руб., и компания уже находится в стадии ликвидации. Принадлежит она ВЭБу и контролировалась также через офшорную фирму — Amurmetal Holding Ltd (Кипр).
Среди крупных должников (по 1,9–2,0 млрд руб.) выделяется также ООО «ВИП-Стройинжиниринг» (возводит жилье) и ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ТМК, строит тоннели). Эти компании оказались в центре скандала о невыплатах зарплат рабочим. Долги перед строителями в 96 млн руб. ТМК объяснила нецелевыми расходами своего экс-главы Виктора Гребнева на дорогие яхты, квартиры и личный особняк. Против Гребнева завели уголовное дело, однако позже он был отпущен под залог 1 млн руб., а под стражу отправился новый глава компании Игорь Нестеренко. На конец прошлого года ТМК владели предприниматели Геннадий Файн и Сергей Попок, следует из данных СПАРК.
Акционеры ООО «ВИП-Стройинжиниринг» — ООО «Центрстрой» и ООО «Номо-Инвест» Глеба Дегтярева. Дегтярев и его дети — уже упоминались в СМИ по делу о хищении 700 млн руб. на реконструкции АЗЛК. По телефонам «ВИП-Стройинжиниринг» никто не отвечает.
Также уголовное дело о растрате возбудили в отношении руководства ООО «Идеал». Эту фирму «Дальспецстрой» выбрал как единственного подрядчика в конце 2014 года. Общая сумма договоров — 1,2 млрд руб. (в 10 раз больше выручки фирмы за 2013 год). Часть работ «Идеал» передал субсубподрядчику «Фирма «Стройиндустрия-С». Однако «Стройиндустрия-С» задолжала своим рабочим более 14 млн руб. Строители именно этой фирмы были вынуждены в конце марта 2015 года первыми объявить забастовку, а затем и голодовку. Главу «Стройиндустрии-С» Сергея Терентьева сейчас подозревают в невыплате зарплаты и нецелевой растрате 48 млн руб.
У 25 субподрядчиков сумма договоров по космодрому более чем в 4 раза превышает выручку за год, предшествующий их заключению, то есть эти фирмы разбогатели именно на Восточном, ведя ранее скромную деятельность. Восемь из этих фирм моложе пяти лет, многие уже также отметились в скандалах. Лидерами по превышению стали ООО «Стройконструкция С» (в 2 тыс. раз), ООО «Строительный альянс» (в 391 раз), ООО «ДВ Автосалон» (в 124 раза), ООО СФ «Квартал» (в 87 раз), ООО «СК ЦФО Лубянка» (в 50 раз) и др.
Выручка «Строительного альянса» выросла с 9,7 млн руб. в 2012 году до 460,4 млн руб. тремя годами позже. В 2013–2014 годы фирма получила три подряда от «Спецстройтехнологий» на 3,8 млрд руб. Собственник компании Андрей Ансимов владеет 26% ООО «Неоруд». До конца мая 2015 года еще 36 % ООО «Неоруд» принадлежало также Сергею Зиганшину, бывшему врио главы «Спецстройтехнологий», следует из данных СПАРК. По телефонам «Неоруд» РБК ответили сотрудники «Стройальянса». В ответ на просьбу соединить с Зиганшиным секретарь дала телефон офис-менеджера из столицы, сказав, что «они в Москве все сидят». Офис-менеджер подтвердила, что компания выполняет контракты по космодрому, однако сказала, что телефон Зиганшина она предоставить не уполномочена.
Есть и другие примеры, когда можно судить о связи субподрядчиков Восточного с сотрудниками «Спецстроя». Гендиректор ООО «СДМ» (179 млн руб.) Михаил Филиппов — бывший сотрудник «Дальспецстроя». Крупный субподрядчик на космодроме — ЗАО «АМД», получившее в октябре прошлого года подряды на 1,9 млрд руб. Эту фирму до октября 2012 года возглавлял бывший гендиректор ГУ строительства дорог и аэродромов при «Спецстрое» Борис Кондрат.
Другой субподрядчик — ЗАО «Распределенная энергетика» — получил контракты по космодрому на 150 млн руб. Гендиректор «Распределенной энергетики» Сергей Лебедев является совладельцем ООО «НГК» вместе с бывшим главой управления по строительству дорог и аэродромов при «Спецстрое», а также экс-депутатом Госдумы от «Единой России» Николаем Ашлаповым. В НГК отказались от комментариев, а по телефонам «Распределенной энергетики» никто не ответил.
«Так бывает иногда, что работаем с какой-то организацией, и вдруг у них появляется сотрудник, который раньше работал у нас», — отвечает на это Загорулько. По его словам, такое не приветствуется, однако в «Спецстрое» вынуждены с этим мириться, раз нет противоречия закону.
Еще одна часть субподрядчиков связана с властью. Так, главой ОАО «Транссигналстрой» с 2012 года по сентябрь 2014-го был Константин Шипунов — экс-депутат Госдумы от «Единой России». В этот период фирма получила заказы по космодрому на 923 млн руб. Правда, это не уберегло ее от проблем: чистая прибыль снизилась с 21 млн в 2012 году до минус 454 млн руб. в 2014-м, и на ней ввели наблюдение. Владеет ОАО «Транссигналстроем» сеть офшорных фирм.
Владельцем другого крупного субподрядчика — ООО ТД «Уралкран» (подряды на 125 млн руб.) — является Сергей Кравчук, член «Единой России» и депутат Думы Челябинской области. Гендиректором и совладельцем ООО «СМУ-15» (2,2 млрд руб.) оказался Александр Горбунов, бывший учредитель «Молодой гвардии Единой России» в Санкт-Петербурге.
Один из самых «молодых» субподрядчиков, ООО «Строймонолит-14», в августе и октябре 2014 года без конкурса получил от предприятий «Спецстроя» заказы по Восточному на 656 млн руб. Владельцем и гендиректором фирмы оказался Олег Щуров, а его заместителем — Сергей Мордовец. Замглавы «Спецстроя» Александр Мордовец подтвердил РБК, что это его брат. Кроме того, в компании с таким же названием, ООО «Строймонолит-14», уже признанной банкротом, среди бывших совладельцев есть не только Щуров, но и Елена Табакова — экс-президент прокремлевского движения «Россия молодая».
Наконец, некоторые подрядчики тесно связаны с силовыми и военными структурами, в том числе имеющими отношение к космической отрасли.
Гендиректором и совладельцем ООО «Электропрофи» (подряды на 229 млн руб.) оказался майор запаса Виктор Хавилов, служивший в Инженерно-космической академии и на Байконуре.
Заказ на 756 млн руб. по поставке щебня и песка «Спецстройсервис» 21 мая 2015 года без конкурса передал индивидуальному предпринимателю Александру Васильеву. Такая сумма смело тянет на рекорд — по другим 12 тыс. закупкам 2015 года с участием ИП не удалось найти более удачливого бизнесмена. «У меня низкая цена товара, логистика просчитывается, поэтому я в центре космодрома нахожусь», — сказал сам предприниматель в беседе с РБК. Васильев значится одним из собственников ООО «Амурский клуб охотников и рыболовов», среди других собственников которого есть также соучредитель дальневосточного отделения Комитета по обороне и ВПК Владимир Беляев, соучредитель «Ветеранов прокуратуры Амурской области» Сергей Мансуров и другие выходцы из силовых ведомств.
Встречаются и другие странности при выборе субподрядчиков и поставщиков.
У ранее упомянутой фирмы «Стройконструкция С» в 2012 году почти не было ни выручки, ни основных средств, а прописана она была в жилой многоэтажке подмосковной деревни Малые Вяземы. Тем не менее конкурсная комиссия «Спецстройсервиса» выбрала именно эту компанию в качестве единственного поставщика 12 тыс. т металлоконструкций для технического комплекса ракеты-носителя «Союз-2» на сумму 946 млн руб. По данным СПАРК, фирма на 99 % владеет сама собой, а еще 1 % принадлежит директору Людмиле Харитоновой. Судя по тому, что Харитонова работает директором еще в 91 фирме, она лишь номинальный владелец. Более интересны бывшие совладельцы «Стройконструкции» Сергей Галкин и Сергей Сгибнев. Оба были учредителями ростовского отделения «Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка» (АБОП), президентом которой работал бывший офицер КГБ-ФСБ и экс-глава военной контрразведки ракетных войск стратегического назначения Виктор Шевченко. В 2008 году АБОП была ликвидирована решением Верховного суда за раздачу липовых наград, дипломов и удостоверений.
В целом оказывается, что не менее 18 фирм из 112 имеют прямое или косвенное отношение к представителям власти, силовикам, а также бывшим или нынешним сотрудникам «Спецстроя». Не менее 29 фирм с общим объемом подрядов на 32 млрд руб. имеют два и более признаков сомнительной деятельности.
Куда ушли деньги
Уже только обнародованные эпизоды говорят о широком разнообразии коррупционных схем на стройке Восточного.
1. Завышение смет. По данным Счетной палаты, расходы на строительство космодрома с помощью необоснованного применения индивидуальных индексов были преднамеренно завышены на 18 %.
2. Фиктивные работы. Даже руководство главного проектировщика, ОАО «Ипромашпром», Следственный комитет подозревает в привлечении фиктивных фирм для выполнения виртуальных работ по проектированию.
3. Закупки материалов по завышенным ценам. Арестованного экс-главу «Дальспецстроя» Юрия Хризмана следствие подозревает в закупке цемента, труб и шин по существенно завышенным расценкам через подконтрольные фирмы. Хризман заявил, что ему было выгодно работать с проверенным поставщиком (сыном и близким другом) «по экономическим причинам». По версии следствия, Хризман вместе с сообщниками похитил 1,8 млрд руб.
4. Завышение стоимости работ. «Спецстройтехнологии» заключили с ООО «ВИП-Стройинжиниринг» договоры на 3,8 млрд руб. по строительству жилья в Углегорске. Стоимость 1 кв. м жилья была определена в 31 тыс. руб. «ВИП-Стройинжиниринг» передал работы на субподряд ЗАО «ССР» и ООО «СК «Городок» уже по 16–19 тыс. руб. за 1 кв. м, то есть перерасход составляет более 60 %.
5. Невыполнение заказов. Типичная картина: «В октябре 2014 года заказчик заключил с подрядчиком договор по строительству автодорог и выплатил аванс 300 млн руб. Подрядчик к строительству объектов не приступил и деньги не вернул», — докладывает Амурское управление МВД. Упомянутая ранее «Стройконструкция С» также не выполнила заказ и теперь по суду должна 393 млн руб., следует из данных СПАРК.
6. Необоснованно высокие оклады топ-менеджеров. Отличился экс-глава «Дальспецстроя» Дмитрий Савин, устроивший к себе жену на ежемесячный оклад 800 тыс. руб.
Стоимость Восточного последовательно росла все годы строительства. В 2007 году строительство всего космодрома оценивалось в 130 млрд руб., рассказывает Андрей Ионин, отстаивавший тогда создание Восточного. Роскосмос позже оценил стройку в 400 млрд руб., «Спецстрой» — в 300 млрд руб., а в конце 2011 года космическое агентство представило в правительство смету уже на 493 млрд руб.
Сколько точно потратят на первую и вторую очереди космодрома, в Роскосмосе пока не говорят. В «Спецстрое» считают, что основные расходы еще впереди. «Вторая очередь будет гораздо тяжелее, чем первая, поскольку и ракета другого класса, и комплекс шире», — сообщил РБК Мордовец.
Но уже плановые расходы на первый этап в 161 млрд руб. делают космодром одним из самых дорогих в мире.
Даже если рассматривать только стоимость космического ракетного комплекса «Союз-2» без учета жилья, дорог и другой инфраструктуры, то это будет 94,3 млрд руб. По среднему за последние полтора года курсу (около 50 руб. за доллар) сумма равна $1,9 млрд.
Создание космодрома для ракеты среднего класса обходится примерно в $700 млн, рассказывает РБК гендиректор «Морского старта» Сергей Гугкаев со ссылкой на результаты исследования компании. Комплекс для «Союза-СТ» на Куру с учетом создания ракеты обошелся в $840 млн (здесь и далее — в ценах 2015 года), китайский космодром Вэнчан — в $820 млн, японский Танэгасима с двумя стартовыми комплексами — в $960 млн, а расположенный на Гвианском космодроме комплекс ELA-3 для тяжелых ракет «Ариан-5» — в $1,2 млрд. Компания Space X собирается построить собственный космодром и вовсе за $100 млн.
Как видно, космический ракетный комплекс для «Союза-2» на Восточном оказался в 2,3 раза дороже своего аналога на Куру и на 60 % выше даже верхней планки стоимости сравнимых космодромов.
«У нас старт более универсальный, чем был на Куру. Более насыщенный и унифицированный технический комплекс, — отвечает на это Мордовец. — И надо сравнить условия в Амурской области и те условия, где практически 300 дней в году солнце. Конструкции там не морозо- и сейсмоустойчивые, как у нас. Все облегченное».
«Путин, спаси рабочих!»
— Первое, на что смотрите, зайдя на стройку, — это туалет. Это показатель всей стройки. Если туалет дерьмо — значит, и стройка дерьмо, — рассуждает сварщик 6-го разряда Валерий из «Дальспецстроя», больше года работающий на космодроме. (У стартового стола строящегося Восточного — деревянная будка, едкий запах от которой распространяется на десятки метров.) — Понимаете, в него заходить уже страшно. А он здесь один на весь стартовый стол.
— Какая у вас зарплата?
— 24 тыс. за месяц — платят мало, но «Спецстрой» зарплату не задерживает, — признает рабочий.
— А начальство сколько получает?
— 100–120 тыс. руб. выходит, начиная от прораба и выше.
Парадоксально, но при очень большой смете на строительство рабочие Восточного уже который месяц жалуются на плохие условия труда, долги по зарплате или ее невыплату.
Живут строители в вагончиках по 4–8 человек, продолжает рассказ дальспецстроевец: «Душ есть, но тут как успеешь. Застанешь горячую воду — помоешься… Суточные на питание положены 250 руб. Сходил поесть — не сходил, много не проиграешь…»
«Уважаемый Путин В.В. Хотим работать. 4 месяца без зарплаты. Спаси рабочих» — эти слова, написанные 14 апреля гигантскими буквами на крышах времянок, были видны с самолетов. Нецелевые траты больнее всего ударили именно по рядовым строителям.
После скандальных публикаций в прессе Минтруд выявил долги субподрядчиков по зарплате на 150 млн руб. Прокуратура обнаружила более 1,6 тыс. нарушений трудового законодательства, возбуждены десятки уголовных дел. В мае часть долгов все-таки покрыли, однако протесты продолжаются до сих пор. 22 июня бастовать начали 82 строителя ЗАО «АМД», три месяца не получавшие зарплату.
Неукоснительное исполнение
«Как же надоел этот бардак!» — на этой фразе мы встретили Игоря Бармина на промышленной базе строящегося космодрома. В здании склада организаторы решили провести Космофест — встречу студентов с руководством космической отрасли. В ангаре было очень холодно, и молодежь периодически выбегала греться на солнце. Но главная забота генконструктора, возможно, в другом.
Ракета «Союз-2» должна полететь с Восточного 25 декабря 2015 года. Посмотреть на это должен приехать сам президент. «Первая очередь космодрома будет готова через год», — обещал 1 июля прошлого года Рогозин. Корреспонденты РБК посетили космодром ровно за полгода до президента, чтобы убедиться, удается ли закончить стройку в срок. Оказалось, что почти треть объектов первой очереди космодрома не успеют построить не то что к июлю, но и вовсе в этом году.
«Первая очередь состоит из 23 объектов. Ряд объектов по решению заказчика будет сдаваться в 2016 году, в том числе из-за отсутствия заключения госэкспертизы», — сказал РБК Мордовец. Всего речь идет о переносе объектов по восьми заключенным контрактам, подтверждают в пресс-службе «Спецстроя». По некоторым из них до сих пор нет документации со сметами и полного финансирования, добавляет замглавы «Спецстроя».
Среди перенесенных объектов — деловой комплекс, аэропорт, комплекс хранения компонентов ракетного топлива. Только в мае начали строить метеорологическую станцию и комплекс эксплуатации районов падения. Жилых домов построят 12 из 40, однако благоустроить успеют не все: «Наша задача — чтобы город в этом году вместил 1,2 тыс. человек. Это боевой расчет для подготовки к пуску ракеты-носителя и обслуживающий персонал», — говорит Мордовец. Ранее планировалось, что к концу 2015 года население Углегорска вырастет на 12 тыс. человек.
«Поскольку не будет построена химическая лаборатория, некоторые операции химанализа будут проводиться в помещениях на стартовом комплексе, — жалуется РБК Бармин. — В нарушение, естественно, штатной технологии, но без потери качества проведения этих операций». Не готова будет и система связи: первоначально придется частично использовать подвижные средства, рассказывает генконструктор.
Основные усилия сейчас сосредоточены на так называемом пусковом минимуме — том, без чего в декабре не сможет состояться торжественный запуск «Союза». Минимум состоит из 11 объектов, их стоимость по контрактам — 110,7 млрд руб., подсчитал РБК. Готовность «пускового минимума» на середину июня — 83 %, сообщил Мордовец.
«Все думали, что 2015 год — это где-то там. Оказалось, что вот он», — иронизирует по поводу этой статистики один из инициаторов гигантской стройки Андрей Ионин.
«Указом определены сроки завершения строительства первой очереди, которые подлежат неукоснительному исполнению», — ответили РБК в пресс-службе Роскосмоса на вопрос о возможности переноса первого старта. Однако является ли перенос завершения стройки трети объектов первой очереди нарушением секретного указа президента? В пресс-службе вице-премьера Дмитрия Рогозина не ответили на запрос РБК.
«Что-нибудь все равно построится. Мы-то, оптимисты, построим, — не унывает рабочий «Дальспецстроя». — Дело не в этом. Дело в том, какими усилиями это все и за счет кого».
Фото и инфографика: РБК