— Однажды в газете я прочитала статью про школу в лесу (кочевая школа, — прим. ред.). И меня это очень сильно заинтересовало. Я нашла ее автора — Александру Лаврилье (француженка, преподаватель университета Версаль-Сен-Контен-ан-Ивелин, приехавшая в Усть-Нюкжу собирать материал для докторской диссертации. Культурой и образом жизни эвенков она прониклась так, что вышла замуж за местного оленевода, родила дочь, — прим. ред.) и сказала, что тоже хочу туда попасть, посмотреть. Александра связала меня с людьми, которые помогли мне приехать — это ее друг француз Мишель, который тоже здесь жил, учительница из Тынды и преподаватель из Благовещенска Ольга Кухаренко, — начала рассказывать по-русски Сигрид Шолен.
За запахом тайги
Русским языком Сигрид владеет неплохо. Говорит, перед отъездом в Россию готовилась — каждый день в течение пяти месяцев на его изучение уделяла по 30 минут. Освоила начальный разговорный курс. Но без французско-русского словаря не обходится.
— Дальней поездки я не испугалась. Потому что раньше путешествовала по Китаю, югу Америки, была в Боливии и проездом в Москве. Я знаю, что есть добрые люди, которые всегда помогут, — продолжила рассказывать иностранка. — Боялась зимы и холодов. Поэтому постоянно звонила друзьям, спрашивала, что надеть. Если у нас в Альпах бывает до 30° мороза, то -40° — это очень холодно.
Купив теплую одежду и обувь, положив в рюкзак словари и рисовальные принадлежности, Сигрид отправилась в Усть-Нюкжу. Вторую неделю она любуется окружающей ее природой, дышит свежим воздухом и рисует — черной ручкой или карандашами на небольших листочках. На этюды порой уходит по несколько часов. Увидев на берегу замерзшей реки Нюкжа незнакомку, местные жители подходят к ней, общаются, рассматривают рисунки и одобрительно кивают. Сигрид улыбается им в ответ, вступает в беседу. Она обещает, что, вернувшись во Францию, впечатления оформит в небольшие рассказы.
Пасторальная романтика
Сигрид говорит, что ей очень нравится кочевая жизнь. Пастухом она стала по примеру родителей ее подруги, которые брали ее с собой в горы на летние каникулы. В Альпы Сигрид тянуло настолько сильно, что на четвертом курсе она бросила учебу в университете и ушла пасти овец. Порой ей приходится следить за стадом в три тысячи голов. Говорит, с ними очень сложно — в один день за овцами нужно очень много ходить, в другой — путь нужно продолжать, а они не хотят.
— Оленеводы — это как пастухи, поэтому мне интересно с ними познакомиться, посмотреть, как они живут, — объяснила интерес к кочевой жизни эвенков Сигрид.
В минувшую пятницу гостья из Франции впервые увидела оленей. Их пригнали эвенки, которые покинули свои стойбища, чтобы принять участие в праздновании Дня оленевода. Праздник традиционный и проходит в конце марта. Это время, когда эвенки выходят из тайги за деньгами: сдают шкуры, мясо диких животных, пополняют запасы топлива. На празднике они соревнуются в заездах на оленьих упряжках (для этого животных специально отбирают и готовят), проведывают родственников, друзей, общаются с представителями других родовых общин. Буквально на следующий день оленеводы возвращаются в тайгу, в стойбище. Сигрид рассказала, что во Франции есть аналогичные праздники пастухов, но они уже давно носят исключительно декоративно-развлекательный — для туристов — характер.
Как стало известно корреспонденту «Амурской службы новостей», одна из родовых общин предложила Сигрид погостить в одном из их стойбищ. Девушка согласилась и ближайшие дни окунется в кочевую жизнь северного народа.
В начале апреля француженка приедет в Благовещенск, а затем отправится в Китай. Там ее ждет подруга, с которой Сигрид совершит еще одно путешествие. Во Францию девушке нужно вернуться к июню — у нее заканчивается отпуск. После приезда она планирует сразу уйти в горы. В Альпах кочевой жизнью она живет до ноября — пока не выпадет снег.