Оценить благовещенское нововведение «Амурская служба новостей» попросила члена клуба «Амурбайк» Михаила Кобзаря, заядлого любителя двухколесного транспорта.
На велосипеде он покорил не только разные уголки Амурской области, но и зарубежье. В 2011 году Михаил проехал на двух колесах 800 километров по Китаю, а на следующий год отправился в велосипедный вояж по Европе. Его путь пролегал через Германию, Бельгию, Нидерланды, Францию, Швейцарию, Чехию — на велопутешествие ушел месяц.
Прокатившись на общественном велосипеде в Благовещенске, наш эксперт отметил, что делать окончательные выводы еще рано — ведь проект запущен совсем недавно. Полмесяца назад велосипеды появились на улицах города, а чуть более недели назад на них начали продавать карточки.
Дорого и непонятно
Минусы
- На популярность общественных велосипедов, по мнению нашего эксперта, повлияют, в первую очередь, два фактора — стоимость услуги и количество терминалов. Первый весьма ощутим: за карточку для пользования велосипедом нужно отдать от 3,5 до 4,5 тысячи рублей. По второму пункту, наоборот, горожане ждут роста: сейчас в Благовещенске только 12 точек проката.
— Велосипеды будут пользоваться не очень большой популярностью из-за ощутимой суммы залога и малого количества станций, — предположил Михаил.
Пока добраться на велосипедах можно только в разные точки набережной и центра города. Для микрорайона и КПП этот вид транспорта остается недоступен.
— Этот фактор говорит о том, что пока что сеть построена для желающих прокатиться вдоль Амура, в качестве развлечения, — сделал вывод Кобзарь.
- Еще один минус — благовещенцы мало знают о новом виде транспорта. Как и где получить карточку, сколько за нее надо заплатить, известно лишь немногим. Для некоторых становится открытием тот факт, что вообще нужна карточка.
— Нужно больше информации, — констатирует наш эксперт.
Плюс
- Привлекательность общественных велосипедов, отметил Кобзарь, — в низкой стоимости самого проката и доступности транспорта. Полчаса катания будут стоить всего 10 рублей, час — 20 рублей. Прокат на сутки обойдется в тысячу рублей.
Большое седло и маленькая скорость
Наш эксперт прокатился на общественном велосипеде и вот что может сказать по поводу его технических характеристик:
+ высокий руль для легких маневров;
+ седло удобное, мягкое и большое;
+ огромные крылья на обоих колесах позволят кататься в дождь;
- велосипед низкий и короткий, высоким людям будет не очень комфортно;
- педали обычные пластиковые, некоторая обувь может с них соскальзывать;
- тормоза мягкие, немного медленные;
+/- велосипед идеально подходит для передвижения со скоростью 10-15 километров в час. Я с трудом набрал скорость 20 км/ч.
Срок жизни велосипедов, выставленных в Благовещенске для общественного пользования, будет зависеть от периодического ухода и техобслуживания, считает Михаил. Это должно касаться всех велосипедов, а не только тех, которые вот-вот сломаются.
— Компоненты установлены нестандартные, надеюсь, запчасти у механика в избытке, — сказал эксперт. — Срок службы могу предположить — два-три сезона.
О «женственности» велосипедов
Плюс«Задумка хорошая но велосипеды какие-то женские, да и цвет веселенький (дамский) мужик на такой наверно не сядет», — написал в комментариях к новости АСН24 в одной из социальных сетей благовещенец (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.)
Мы спросили нашего эксперта, правда ли представителей сильной половины человечества смущает цвет общественных велосипедов.
— Не вижу никаких признаков женственности у прокатных байков. Стандартная городская модель. В других городах мира много похожих велосипедов: яркие, громоздкие, универсальные для человека любого возраста и пола, — отметил Михаил.
Диагноз для проекта
— Ключевое слово в названии системы — «прокат». В других городах, где я встречал подобные проекты — это система общественного велотранспорта. К сожалению, в данный момент велосипеды не рассматриваются как элемент системы городского транспорта. В следующем году откроют больше точек проката, уже по всему городу, но до сих пор никто не сказал о том, что такой транспорт можно использовать для поездки на работу или учебу. В том же Китае на подобных велосипедах люди ездят по всему городу, и вряд ли с целью прогулки.
«Это убыточная и дорогая система»
— По опыту внедрения в мире — это убыточная и дорогая система. Она должна финансироваться из нескольких источников: доходов от пользователей, субсидий города и рекламы. Сложно сказать потянет ли несколько миллионов в год бюджет Благовещенска и будут ли продавать рекламные площади на зеленых крыльях общественных байков. Но денег от пользователей не хватит точно. Ведь нужно оплачивать работу сотрудников, аренду офиса, аренду земли в местах размещения велоточек, оплату электричества, интернета, запчасти, эвакуацию, покупку новых велосипедов.