Глава Сбербанка считает, что в этом году рубль укрепится, если не будет неожиданностей с коронавирусом:
—Я доверяю одному из старых и опытных аналитиков Генри Гроубу. Он называет на конец года $60–62 за баррель. Значит, рубль будет в пределах плюс-минус 60 к доллару. Пока тенденции таковы. Никто не знает, как будет развиваться ситуация с коронавирусом. Если случится вторая волна, возможно, рубль станет колебаться. Сейчас сказал бы так: при плавающем курсе рубль является естественным демпфером макроэкономической ситуации.
Греф рассказал, как Сбербанк отреагировал на кризисные явления в экономике и каким образом пандемический сценарий отразился непосредственно на банке:
— Никогда не сталкивался с тем, чтобы вдруг происходил стопроцентный обрыв в 11 отраслях, пострадавших от коронавируса. В них практически иссяк финансовый поток <…> Дни и ночи шел поиск решений по реструктуризации. Члены правительства буквально ночевали у нас, мы не вылезали из Белого дома, ища варианты выхода из этой ситуации. Кабмин работал без преувеличения по 20 часов в сутки. Требовались оперативные решения.
По словам Грефа, из-за того, что госбанк давал реструктуризацию всем, кто за ней обращался, и не стал «резать по-живому», Сбер недосчитается в этом году «не одной сотни миллиардов рублей»:
— По бизнес-плану этого года цифра (прибыли) должна была вплотную приблизиться к триллиону рублей. Но, конечно, теперь мы этой цели не достигнем. Из-за ущерба, который уже понесли.
Греф также прокомментировал лоббирование банками закона, который не дал в итоге крупным арендаторам коммерческой недвижимости получить отсрочку арендных платежей:
— Мы встали на сторону арендодателей по единственной причине. Даже в самой тяжелой кризисной ситуации нельзя нарушать базовые принципы гражданского законодательства. Есть понятие двустороннего договора. Никто не может по своей воле его расторгнуть. Госдума же предложила дать право арендатору в одностороннем порядке выходить из сделки. Да еще без компенсации потерь. Грубейшее нарушение основ устойчивости хозяйственного оборота! На мой взгляд, во внесудебном порядке этого делать нельзя. Мы боролись за принцип. Законопроект мог спровоцировать грандиозный подрыв всех экономических отношений.
Будущего без образования не бывает
Герман Греф рассказал в интервью о важности образования:
— Каким будет будущее? Будущее без образования не бывает, потому что образование —это фабрика, на которой создается этот самый человек будущего, конкурентоспособный человек. Ребенок, который полностью адаптирован к новой среде — быстро изменяющейся, неизвестной, — быстро принимающий решения в условиях недостатка информации и обладающий высоким уровнем так называемых «мягких навыков»: социального общения, когнитивной или флексибильной гибкостью.
Глава Сбербанка уверен, что традиционная школа не сможет адаптировать ребенка к современных требованиям. Согласно опросам, 92 % школьников не удовлетворены обучением по существующим учебникам, форматы обучения их не устраивают. Модель обучения устарела, и школу XXI века необходимо трансформировать.
По мысли Грефа, главный тренд образования XXI века — персонализация.
— Не клонирование, не попытки воспитать клонов, а [образование] помогающее развивать каждую личность, — уточнил Греф, подчеркнув, что этого непросто добиться в массовом образовании.
Приблизить образование к человеку возможно только с помощью технологий.
— Одна из самых ключевых проблем в образовании — это разрыв образования с практикой, с бизнесом, — убежден Греф.
В конечном итоге клиент всей системы образования — бизнес, который и должен быть заказчиком тех навыков, которые система образования выдает на выходе как результат своей деятельности.