В первом полугодии 2015 года эта тенденция может ускориться, за этот период снижение прогнозируется на уровне 4% — до 4 кг шоколада и шоколадных изделий на человека в год.
Еще несколько лет назад мировые аналитики рассматривали Россию как один из наиболее перспективных для экстенсивного развития рынков шоколада. Объемы среднедушевого потребления здесь были хоть и ниже, чем в большинстве развитых европейских стран, но складывалась оптимистичная тенденция роста потребления.
Для сравнения, объемы потребления шоколада в Швейцарии в 2014 году составили 11,7 кг в год на душу населения, в Германии — 12,2 кг. Кроме этих стран в первую десятку по потреблению шоколада на душу населения входят: Нидерланды, Великобритания, Ирландия, Австрия, Дания, Финляндия, Бельгия, Франция.
«В последние полгода по российской кондитерской отрасли очень сильно ударила девальвация рубля, из-за которой резко выросли рублевые цены на сырье. Это, в свою очередь, привело к снижению рентабельности на рынке, а для многих предприятий к ее переходу в отрицательную зону. Потенциальное и еще более драматическое снижение спроса на шоколад из-за вынужденного роста цен в первую очередь больно бьет по средним и небольшим региональным фабрикам, которые наиболее ориентированы на локальное производство и практически не экспортируют продукцию», — отмечает исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина.
Кроме того, с начала мая резко выросли мировые цены на какао-бобы из-за плохих прогнозов на урожай какао в Африке. Не исключен и дальнейший рост цен на сырье. По прогнозу аналитиков, к 2020 году возможный дефицит какао-бобов может составить 1 млн т, в том числе за счет возможного роста потребления в Китае и Индии. При том, что соответствующего роста предложения со стороны производителей может не произойти.
В общей сложности за год цены на шоколад выросли в РФ на 50%. Эксперты не исключают, что цены продолжат подниматься.
Справка
Центр исследований кондитерского рынка (ЦИКР) — это экспертное объединение, специализирующееся на изучении и анализе кондитерского рынка, отдельных его сегментов, особенностей развития кондитерской отрасли России и стран — основных торговых партнеров РФ.