О распределении в цифрах
Согласно результатам собственного мониторинга «Амурской службы новостей», в 2014 году правительство Приамурья и региональные управления надзорных органов разместили на сайте госзакупок более 30 тендеров на создание телепрограмм, бегущих строк и другого контента о деятельности заказчиков.Две трети электронных аукционов выиграла одна и та же компания — ВГТРК. Оставшиеся тендеры равномерно распределились между компаниями «Амурский медиа центр», «Альфа-Медиа», «РТРС» и «Сэгит». Еще один контракт выиграло ГБУ «Амур Медиа».
Если переводить это распределение на язык денег, то лидер — ВГТРК — получил госзаказов на 46 миллионов 725 тысяч рублей.
С января по начало сентября 2015 года на сайте госзакупок мы обнаружили 11 подобных тендеров. Победителем в шести из них стало ВГТРК. По два госзаказа получили «Амурский медиа центр» и «РТРС», еще один электронный аукцион выиграла компания «Паблик-Имидж».
— В 2014 году ВГТРК выиграли 19 аукционов как единственные участники. То есть, техническое задание аукциона было составлено таким образом, что кроме них никто не смог выйти на этот аукцион. Поставщики на этапе подачи запроса коммерческих предложений предоставляли их, но принять участие в тендере не смогли, — сообщила экономист холдинга «Планета-Медиа» Антонина Осадчая. — Иными словами, техзадание было составлено так, что лишь ВГТРК смогло подойти под его требования.
Главный критерий
Что же требуют от претендентов заказчики? Основной критерий в большинстве подобных тендеров в регионе — это зона покрытия, она же зона вещания. В немалой доле аукционов вещание компании должно охватывать не менее 90 – 96% территории региона. Однако широкий охват вещанием определенной компании не значит, что данный канал смотрит большая часть населения этой зоны. Показатель вовлеченности заказчиками не учитывается.Результаты тендеров в сфере СМИ по области заинтересовали местный исполком ОНФ, который попросил разобраться в ситуации антимонопольщиков. Региональное управление ФАС нарушений в техзаданиях аукционов не нашло: спорный критерий оценки они признали не ограничивающим конкуренцию.
С проблемами неопределенности критериев сталкивается практически любое региональное СМИ, решившееся побороться за госзаказ, отметил эксперт проекта ОНФ «За честные закупки» Валерий Алексеев.
В настоящее время в федеральном законе не прописаны требования к оформлению тендеров на освещение деятельности органов власти. Иными словами, нет единого критерия для отбора победителя.
— Как определить, какому СМИ должен отойти госконтракт? Судить по тиражам? Если брать тираж за критерий, то стоит понимать, что многие газеты их накручивают. Например, у газеты тираж — 10 тысяч экземпляров. 9 тысяч режется прямо в типографии, тысяча — поступает на поставку по почтовым ящикам, — привел пример Валерий Алексеев. — Если ставить тиражность критерием отбора, то тогда 100% контрактов захватят маленькие газеточки типа «Все для вас». У них тиражи бешеные. Но реальных журналистов там нет.
Эксперт ОНФ озвучил и вторую проблему госзакупок в сфере СМИ: власти не рассматривают электронные СМИ как отдельные. В среде госзакупок они получают контракты только в связке с газетами и журналами.
— Пока нет серьезного системного решения этой ситуации, кроме как обязать органы власти отдельно размещать тендеры для интернет-площадок. Очень часто контракт формулируется следующим образом: «Размещение информации в газете и перепечатка в интернет-источнике». Как это на практике выглядит: есть газета муниципалитета и ее сайт, где в PDF-формате выложены версии этой газеты. За размещение в этом источнике органы власти и платят. Я считаю, что это неправильно. Интернет-СМИ должны выделяться в отдельные конкурсы, — высказал свою позицию Алексеев.
В отдельных субъектах РФ компании находят свои решения проблемы. Например, представитель хабаровских СМИ на антикоррупционном форуме рассказал, что в их регионе есть свое ноу-хау — здесь критерием аукционов ставят индекс идеологического воздействия.
* * *
Представитель ОНФ подчеркнул, что вопрос закупок в сфере СМИ, ОНФ вынесет отдельным вопросом на встрече с представителями Министерства экономического развития, которая пройдет по итогам антикоррупционного форума.
- В феврале 2015 года конкурс на освещение деятельности властей Рязанской области в сети Интернет выиграла компания «Ворота с кнопкой». Как следует из названия, она занимается производством, продажей и установкой металлических ворот.
Сюжет о том, почему одни и те же компании выигрывают госзаказы в сфере СМИ, смотрите на телеканале «Свой» в 19:00.