Перед федеральными и особенно региональными социальными учреждениями, основными заказчиками таких наборов, теперь может встать непростой выбор: сократить количество наборов и конфет или заменить их более дешевыми аналогами. Ситуацию проанализировали эксперты Центра исследований кондитерского рынка ( ЦИКР).
В ближайшие месяцы по всей стране стартует кампания по государственной закупке товаров и услуг к празднованию Нового 2016-го года. Ежегодные заказы традиционно включают приобретение праздничных новогодних наборов для не менее традиционных «губернаторских елок» или поздравлений от глав районных администраций. На основе анализа открытых данных официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, Центр проанализировал возможные изменения в новогоднем наборе россиян, который он может получить к предстоящему празднику.
Согласно анализу, состав традиционного набора практически не меняется со временем и не зависит от географии закупки. Общее требование по закупке — это содержание шоколадных конфет и прочих сладостей в наборе не менее 70-90% от объема, при общем весе подарка от 700 г до 1 кг (остальное занимают мягкие игрушки или другая сувенирная продукция). «Съедобная часть» новогоднего подарка обычно состоит из:
Средняя стоимость новогоднего набора сладостей с учетом проведения процедуры закупки (т.е. подразумевает выбор предложения на наиболее выгодных условиях, что допускает незначительное дисконтирование как к розничным, так и оптовым ценам) в последние годы составила:
«Последние месяцы 2014 года были «стартом» существенных валютных колебаний, на который производители и поставщики отреагировали не сразу. Но уже в этом году накопившиеся проблемы с резким ростом стоимости сырья и продолжающейся экономической нестабильностью не позволят сдерживать стоимость продукции. Социальным учреждениям, которые закладывали стоимость закупочных лотов в ценах прошлого года, вероятно, придется сделать выбор — или сократить количество подарков, или количество кондитерских изделий в наборе, или перейти на более дешевые заменители», — считает исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина.
В числе основных факторов, которые Центр считает определяющими для роста цен на продукцию, как и ранее, остаются: сокращение объемов производства шоколада и пищевых продуктов с содержанием какао, рост цен на какао-бобы в странах-импортерах, падение курса рубля и покупательной способности.
«С учетом текущего годового прогноза инфляции на уровне 12-15,2% и накопленных проблемных факторов у производителей, а также предыдущих тенденций соотношения стоимости подарков с годовой инфляцией, новогодний подарок в этом году может фактически подорожать на 30-35%, а это значит, что ровно в таком же объеме уменьшится вес или качество подарков детям. Кроме того, удовлетворение новогоднего спроса российскими производителями может быть проблематичным из-за их сложного финансового состояния, поэтому вполне возможно, что социальным учреждениям придется закупать импортные продукты», — полагает Елизавета Никитина.