До конца года стоимость автомобильного топлива в России будет медленно снижаться. Такой прогноз дал начальник управления антимонопольного и тарифного регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин на пресс-конференции в медиацентре
«Российской газеты».
«В сентябре мы зафиксировали снижение биржевых котировок на 5-6 процентов, это повлекло падение цен в крупном опте, — пояснил Махонин. — А это значит, что скоро бензин станет дешевле и на заправках». Пусть и не намного.
В нынешнем году цены на бензин вообще ведут себя нетипично. Это связано с целым рядом факторов. На первый взгляд, сильнее всего на стоимость топлива должно влиять поведение цен на основное сырье, из которого оно производится — нефть. Тот факт, что цены на «черное золото» обвалились больше, чем в два раза, по идее, должен был привести и к снижению стоимости бензина.
Однако не все так просто. С одной стороны, на внутреннем рынке цены на «черное золото» остались практически на прежнем уровне из-за снижения курса рубля. В 2014 году баррель стоил 100 долларов, доллар — 33 рубля. То есть нефтяная компания выручала за него 3300 рублей. Кроме того, доля нефти в структуре себестоимости бензина неуклонно снижается за счет роста доли налогов. Если еще в 2012 году доля нефти в цене бензина составляла около 50 процентов, то сейчас она стала еще меньше. По словам Дмитрия Махонина — 15-18 процентов.
А президент Российского топливного союза Евгений Аркуша привел «РГ» свои последние цифры — 5-7 процентов. При этом на ближайшие годы налогообложение нефтяной отрасли планируется только увеличивать, так что не стоит ждать того, что цены на бензин начнут снижаться.
Правда, рост налогов на нефтегазовую промышленность закладывался еще при других экономических условиях, когда увеличение спроса еще превышал прирост предложения. В этом году картина наблюдается совершенно иная.
Автомобильный рынок рухнул, потребление бензина снижается впервые за многие годы. Этим обусловлена нестандартная ценовая ситуация, наблюдаемая в этом году. Традиционно оптовые цены на бензин в августе начинали расти в преддверии осеннего повышения спроса.
Рост стоимости топлива в России в последние 15-20 лет, по словам Евгения Аркуши, был примерно равен уровню инфляции. В этом году, вероятнее всего, ситуация будет иной. По данным Росстата, уже накопленная инфляция к концу августа составила почти 10 процентов. Тогда как бензин с начала года вырос в цене менее чем на 4,5 процента.
Снижению темпов роста цен на моторное топливо в последнее время способствует и повышенная активность ФАС. Дело в том, что в этом году крупные нефтяные компании, владеющие переработкой, стали жульничать. У них есть обязательство перед правительством — продавать как минимум 10 процентов произведенного бензина на бирже. Это требование было введено, чтобы сделать рынок более конкурентным и не давать крупным компаниям получать лишнюю прибыль за счет своей рыночной силы. Но они придумали, как обходить это правило: стали покупать бензин друг у друга. Таким образом снижая реальное предложение на рынке и добиваясь повышения цен.
ФАС выступила за продление оборота топлива экологического класса «Евро-4» (его должны были вывести из оборота в 2016 году). Если решение будет принято, это позволит избежать выпадения с рынка существенных объемов топлива.
Оптовые цены на бензин на бирже идут вниз с середины августа. В последние дни — особенно быстро. Тонна бензина АИ-95 (около 1,3 тысячи литров) месяц назад стоила 41,5 тысячи рублей. Вчера средняя цена была на уровне 38,8 тысячи рублей. На рознице такие колебания пока сказывались слабо. По данным Росстата, в конце лета в среднем литр бензина в России стоил 34,99 рубля.
8 сентября 2015, 11:00
Эксперты: в этом году бензин дорожать больше не будет
Информация предназначена для лиц старше 18 лет.
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью
И даже будет дешеветь.
8 сентября 2015, 11:00
2814
Нравится
0
Смеюсь
0
Восхищаюсь
0
Удивляюсь
0
Не нравится
0
Плачу
0
Злюсь
0
Комментарии пока отсутствуют