19 марта 1902 года на очередных выборах в Благовещенскую городскую думу из 680 благовещенцев-избирателей 220 являлись молоканами.
Переселять молокан на Амур начали в 1850-х годах. Тогда назрела необходимость заселять необъятные территории Дальнего Востока: здесь нужно было разграничить земли с Китаем.
Власти Российской империи решили ссылать сюда государственных крестьян-сектантов, к коим тогда относились «духовные христиане» — молокане. Основу их верования составляло поклонение Богу не обрядом и формой, а духом и истиной.
Молокане и молоко
«Существуют разные толкования смыслового значения слова «молокане», но ни одна из версий не имеет строго документального подтверждения. Обращают внимание на характерную черту поведения последователей секты, отрицающих установленные церковью посты и употребляющих круглый год молоко и другую скоромную пищу. Есть мнение, что сектанты предпочитали молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку она не могла быть приготовлена с использованием свинины, которой они избегали», — пишет в своей монографии об амурских молоканах профессор АмГУ Евгений Буянов.Сам же термин «молокане» связываются с конкретным местом — рекой Молочной в Мелитопольском уезде Таврической губернии, куда отправляли на поселение сектантов. Однако это только одна из версий.
«Наиболее распространенная и принятая самими молоканами трактовка базируется на евангельских фразах «как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение»; «я питал вас молоком»; «для вас нужно молоко», «всякий, питаемый молоком» и других библейских аллегориях, а также на сравнении Священное Писания и «Божьего Слова» с «духовным млеком», питающим верующих», — пишет Буянов.
Села и династии
Амурские власти первоначально остерегались молокан, так как боялись распространения еретического учения. Однако они чувствовали пользу от хозяйственной деятельности «духовных христиан». Молокане занялись на этих территориях не только земледелием и скотоводством, позже они сделали вклад в развитие в регионе мукомольной промышленности и судоходства.Первоначально на берега Амура перебрались около 240 молокан. В начале 20 века их в области насчитывалось уже 28 340 человек.
Молокане населили не только Благовещенск, но и Гильчин, Тамбовку, Толстовку, Астрахановку, Сергеевку, Чуевку, Жариково и Верхний Уртуй.
В Приамурье рубежа веков известны сразу несколько молоканских родов — Алексеевых, Ланскиных, Коротаевых, Косицыных, Буяновых, Кувшиновых, Кондрашевых, Саяпиных, Конфедератовых, Болотиных, Ефремовых и Платоновых. Последние и стали основателями молоканской школы.
Платоновы были купцами. Основатели рода — Григорий и Захар Платоновы. Известно, что у Захара было трое детей — Ефим, Михаил и Степан. Все они стали купцами. Здание магазина Ефима Платонова сохранилось до сих пор. Амурчанам оно более известно как областной военкомат и находится оно по адресу: Амурская, 162.
Михаил и Степан расположили свой торговый дом рядом с торговым домом «И.Я. Чурин и Ко».
После революции сыновья Платоновы уехали из Приамурья в Москву и Харбин. В Благовещенске остался только Ефим Платонов, умерший здесь в безвестности и бедности.
Для подготовки текста использовались материалы сайтов «Амурские сезоны» и amurtaimen.ru.