Подпишитесь на новости asn24. Обещаем присылать только самое главное и интересное. Кнопка  внизу 

 
Вход
Регистрация
Защита от автоматической регистрации CAPTCHA
войти через социальную сеть
Защита прав потребителя «размазана» по законодательству
12 марта 2015, 02:46
Руководитель регионального отделения Всероссийского движения объединения потребителей России Алексей Карманов расскажет о том, почему потребителя постоянно обижают.
Руководитель регионального отделения Всероссийского движения объединения потребителей России Алек ...
Руководитель регионального отделения Всероссийского движения объединения потребителей России Алексей Карманов расскажет о том, почему потребителя п ...
Руководитель регионального отделения Всероссийского движения объединения потребителей России Алексей Карманов расскажет о том, почему потребителя постоянно обижают.

10:03

133

0

0

Читать
Комментировать
Спасение потребителей — дело рук самих потребителей, вернее, защита. Так ли это на самом деле? Сегодня мы поговорим об этом с Алексеем Кармановым — руководителем регионального отделения Всероссийского движения объединения потребителей России. Это программа «Свой диалог», я — Андрей Филоненко. Здравствуйте.

 — Здравствуйте, Алексей. Мы встречались с Вами в этой студии два месяца назад, в первые дни января, и говорили о том, что наши граждане не очень-то активны в защите своих прав как потребители, даже несмотря на выросшие ценники, на кризис и так дальше. За два месяца что-то изменилось?
— Судя по обращениям в нашу организацию, принципиальных изменений нет.

— Нет никакого всплеска?
— Нет. Люди сейчас озабочены ожиданием изменений в экономике.

— Можно ждать изменений в экономике, можно следить за изменением курса рубля, доллара и чего угодно, но когда ты приходишь в магазин и покупаешь просроченный товар, когда ты не можешь выйти из дома: ноги разъезжаются на льду — это проблема каждого дня, и каждый из нас это чувствует на себе.
— Здесь нужно делать правильную оценку. Когда у тебя ноги разъезжаются, это все-таки не совсем потребительские правоотношения.

— Почему? Я выступаю как потребитель услуг ЖКХ.
— Хотя на самом деле да, согласен. На мой взгляд, существо вопроса заключается в следующем. У нас закон о защите прав потребителей принят в 1992 году. Понятно, что за 23 года жизнь наша радикально поменялась. У нас появилось много того, о чем мы даже не подозревали, не знали, что такое может быть, в принципе. Я имею в виду виды услуг и товары — тот же Интернет, мобильная связь. Но за эти 23 года, кроме каких-то нерадикальных поправок, нового в закон не вносилось. Права потребителя защищают правовые акты, другие законы: закон о связи, закон о туристической деятельности.
Но это все «размазано» по законодательству и у нас складывается впечатление, что с правами потребителя все время что-то не так. В законе все сведено — и больше в законе ничего нет. Вот узость восприятия и мешает развитию этой отрасли права. По Древнему Риму еще ходили люди и кричали: «Хлеба и зрелищ!»

— То есть, потребители требовали свое.
— Яркий пример — в Болгарии в 2013 году жители, недовольные услугами ЖКХ, вышли на улицу. Митинги, демонстрации. И в результате сменилось правительство. В Израиле тоже люди объединились: там подорожал зернистый творог. В результате вся страна бойкотировала покупку этого творога в магазинах — и все, цена вернулась к прежней. У нас такого не происходит.

— Честно говоря, я с трудом представляю, чтобы у нас вообще могло быть.
— Вот мы и ходим по кругу. Обращаются потребители — нет. Почему? «Вот…», «Наверное…», а почему — серьезным образом не изучаем.

— Первый аспект — у нас нет серьезного изучения потребительского рынка.
— Есть отрасли права: уголовное, гражданское, административное. Есть фундаментальные исследования. В области потребительских прав такого нет. Нет и развития этих отношений. Нет и понимания в обществе этих отношений.

— На самом деле, это абсурд. Это та отрасль права, которая касается практически каждого.  Причем касается с разных сторон. Сегодня я потребитель — мои права нарушаются, завтра я на своем рабочем месте могу нарушить чьи-то права.
— Вот что с потребителем не так? Почему его все время кто-то обижает? Кто обижает?

— Тот же самый человек, который является потребителем в свободное от работы время. 
— Получается, так. Тут и социальный аспект, и моральный аспект. Почему в магазинах наших продается нектар, который называется нектаром, на ценнике написано, что это «сок», а по содержанию это вообще негодный продукт. По стандартам содержание сока в нектаре должно быть не меньше 20 %, а в этом продукте 10.

— Это у нас в благовещенских магазинах?
— Делают в Подмосковье, продают у нас. Наверное, и по всей стране продают. Или вот, допустим, «Магги» проводит сейчас стимулирующую лотерею. Почитайте условия — там написано: «Условия по усмотрению организатора лотереи могут изменяться».

— Правила игры менять в ходе матча не принято. Законодательством предусмотрены какие-то серьезные наказания для нарушителей прав потребителей?
— Законодательство как раз ужесточается по этим направлениям. Изменения в административном кодексе существенно повысили штрафы — там уже десятки тысяч.

—Тем не менее, ведь разные исходы могут быть отравлений некачественными, просроченными продуктами. Уголовная ответственность не предусматривается ни в каких случаях?
— Напрямую, прямой зависимости здесь нет. В магазине нашли продажу продуктов с истекшим сроком годности — административная ответственность тебе да.  А если уже наступают какие-то последствия, то это уже опосредованная зависимость. Но и здесь нужно найти, доказать, установить причины, следствия и так далее. Раньше была статья в УК за обмер, обвес, обман потребителя, но это давно.

— ОБХСС этим занимался и достаточно успешно. 
— Сейчас это все административные преступления.

— Ну, может быть и зря, на самом деле. Потому что нужно в определенных случаях принимать более серьезные меры.
— Вот сейчас рубль — это очень существенно. Когда его у тебя в виде штрафа отнимают, это более существенно, чем какие-нибудь полтора года условно.

— Смотря, какой рубль у кого отнимать.  Для крупной торговой сети 5-10 тысяч штрафа — я не думаю, что это будет существенное наказание.
— Я соглашусь. Но это только одна часть нашей жизни. Нет комплексного подхода.

Ну, что же, на этом мы закончим наш сегодняшний разговор. Все-таки тема защиты прав потребителей — тема, к которой мы будем обязательно возвращаться, потому что она касается буквально всех и каждого из нас. У нас в гостях сегодня был Алексей Карманов, руководитель регионального отделения Всероссийского движения объединения потребителей России. Я — Андрей Филоненко, это был «Свой диалог». Всем до свидания.
Комментарии пока отсутствуют

Свой диалог
Программа в жанре актуального интервью. Динамичный и деловой характер разговора позволяет обсудить самые острые вопросы, интересующие наших телезрителей. Смотрите программу: понедельник-пятница в 12:15 и 19:35.


Самое обсуждаемое
Популярное за неделю