Эксперты Центра ОНФ «Народная экспертиза» разработали и представили рейтинг регионов по исполнению программ капитального ремонта за 9 месяцев 2016 г. В тройку лидеров рейтинга вошли Республика Татарстан, Белгородская и Тульская области. Самыми отстающими по проведению капремонта оказались Чукотский автономный округ, Омская область и Еврейская автономная область. Приамурье расположилось на 52-м месте в списке всех субъектов.

Рейтинг сформирован на основании шести основных показателей, характеризующих качество организации региональными органами власти капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Эксперты оценивали общее выполнение работ по программе, уровень собираемости взносов на капремонт собственников, собираемость взносов на капремонт от муниципалитетов, востребованность средств собственников жилья, количество проведенных работ на каждый дом, а также нагрузку на сотрудников регоператора. Чем выше была сумма баллов по всем показателям, тем более высокую позицию в рейтинге получал регион. При расчете показателей для формирования рейтинга были использованы данные АИС «Реформа ЖКХ».

При составлении рейтинга эксперты Центра ОНФ «Народная экспертиза» обнаружили, что у 18 регионов с 2014 г. по сентябрь 2016 г. выполнено менее половины процента от всех предусмотренных программой работ. У Амурской области этот показатель равен 0,51% с учетом 259 работ из 50 696.

Требование законодательства по обязательному проведению в каждом доме 6 видов работ по капремонту в Приамурье выполняется с двукратным превышением необходимого показателя. Собираемость взносов граждан на капремонт в регионе составляет 76,1% при   среднероссийском уровне – 73%.

Иная ситуация складывается в отношении собираемости взносов на капремонт с органов местного самоуправления за принадлежащие им помещения. Так, при средней собираемости по стране – 64%, органы местного самоуправления Амурской области заплатили 55% от необходимой суммы.

При составлении рейтинга был учтен показатель своевременного использования и востребованности средств граждан на капремонт, поскольку в 2015 г. из собранных регионами 97 млрд руб. остались неиспользованными 72 млрд руб. Внесенные летом 2016 г. в законодательство изменения в целом исправили ситуацию, однако остается 30 регионов где общая сумма невостребованных средств на октябрь месяц составляет 23 млрд рублей. Приамурья в их числе не оказалось.

В рамках исследования эксперты ОНФ сопоставили регионы также по площади жилищного фонда по программе капремонта, приходящегося на одного работника регионального оператора капитального ремонта. Так, если на сотрудника регоператора в Татарстане приходится по 4661 кв. м, то в Магаданской области – только 101 кв. м, в Камчатском крае – 131 кв. м, в Приамурье – 311 кв. м, на каждого из 39 работников.

Выходит, если сотрудникам регоператора Татарстана удаётся справиться с таким числом квадратных метров, имея в штате только 15 сотрудников, и при этом занимать лидирующие позиции в рейтинге, то регоператор Амурской области справляется с площадью (нагрузкой) в 15 раз меньше, имея в своем штате в 2,5 раза больше сотрудников.

По мнению экспертов Народного фронта, ряду региональных операторов следует пересмотреть свой штатный состав и задуматься о повышении эффективности своих сотрудников.

«Вопросы реализации областной программы капитального ремонта находятся под постоянным контролем активистов ОНФ, – рассказал руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» в Амурской области Лев Танаков. – При взаимодействии с представителями регоператора нам уже не раз приходилось решать проблемы жильцов многоквартирных домов, недовольных качеством ремонтных работ. Сотрудничество с фондом планируем продолжить в 2017 г., в том числе в рамках реализации общественных инициатив, которые в ближайшее время будут переданы губернатору области».

В общественных предложениях региональных отделений ОНФ почти в половине регионов отмечена проблема остатков средств на счетах региональных операторов капремонта. Например, амурские активисты Народного фронта предлагают главе региона взять под контроль процесс формирования и исполнения ежегодных планов капитального ремонта, соблюдение графика поступления и расходования средств, использование остатков денежных средств на счете регионального оператора.