23 мая эксперты Амурского отделения ОНФ провели круглый стол с участием главы региона, руководителей профильных министерств, органов местного самоуправления, представителей областной Общественной палаты, общественных организаций, правоохранительных структур и контролирующих органов в сферах ЖКХ, по итогам которого подготовили предложения по решению проблем, возникающих при ликвидации аварийного жилья на территории области.

«Фронтовики» озвучили целый перечень проблем, выявленных в ходе общественных мониторингов качества исполнения в регионе Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 и реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 — 2017 годах».

Об основных недостатках данной работы рассказала сопредседатель регионального штаба ОНФ Жаккелина Орлова. Она в частности отметила, что при реализации программы расселения аварийного жилья многие муниципалитеты сталкиваются с одинаковыми проблемами.

Во-первых, отсутствие подрядных организаций, готовых участвовать в аукционах на большие суммы контрактов, поскольку в соответствии с действующим законодательством необходимо внести либо 30% обеспечения, либо предоставить банковскую гарантию под заклад имущества. Таким образом, например, для участия в аукционе стоимостью 900 млн. рублей подрядчик должен внести 300 млн. рублей.

Во-вторых, недобросовестные подрядчики, выигравшие конкурс в полном соответствии с законом, но не имеющие оборотных средств, затягивают сроки сдачи объектов. Это влечет неисполнение застройщиками своих обязательств.

В-третьих, сами жильцы аварийных домов, которые не согласны на переезд в жилье эконом-класса или квартиры в непривлекательных районах, удаленных от их места работы или учебы детей. Некоторые жильцы аварийных домов требуют предоставления им квартир на определенном этаже или сразу нескольких жилых помещений, исходя из норматива жилплощади на одного человека, а не из той, которую занимают.

«Еще одна проблема связана с необходимостью расселения приватизированных жилых помещений в аварийных домах, — говорит Жаккелина Орлова. — Дело в том, что в реестр Фонда ЖКХ автоматически включаются все дома, признанные аварийными до 01 января 2012 года. По закону приватизированное жилье может быть изъято у собственника только путем выкупа. А новое жилье может быть предоставлено с зачетом выкупной цены в его стоимость. Юридически и практически данный вопрос детально не проработан».

Также, по мнению экспертов ОНФ, реализация задачи по введению в эксплуатацию до 01 сентября 2017 года 337460,37 тыс. кв. метров качественного жилья эконом-класса с чистовой отделкой, полностью готового для проживания затруднена в связи с устойчивой динамикой роста средней цены на жилье на первичном и вторичном рынках и излишне сложной схемой выкупа и подключения объектов инженерно-технического обеспечения данного жилья.

Ряд проблем был вскрыт в ходе работы «фронтовиков» с жалобами и обращениями граждан, недовольных качеством жилых помещений в новых многоквартирных домах. В 2015-2016 годах в адрес Регионального отделения ОНФ поступило около 200 подобных заявлений. Больше всего претензий к качеству новостроек у жителей городов Белогорск, Тында, поселка Талакан Бурейского района. Предлагаемое амурчанам «новое» жилье зачастую гораздо хуже по качеству их старых квартир, сдано в эксплуатацию с недоделками. Несмотря на то, что по всем выявленным фактам строительных недоделок составляются протоколы и графики их устранения согласно перечню работ и сезонным условиям, количество обращений граждан только увеличивается.

Данные факты говорят об отсутствии плановой, системной работы и четкой концепции качественной реализации программы ликвидации аварийного жилья. Муниципалитеты должны четко понимать, что они несут ответственность за качество того жилья, которое приобретают в рамках реализации государственных программ. Необходимо жестко требовать от застройщика выполнения всех обязательств в рамках контракта, контролировать их работу на всех этапах».

Кроме этого, граждане отмечают недостаточную работу органов местного самоуправления по информированию жильцов о признании их домов ветхими и аварийными и подлежащими расселению, а также по разъяснению механизма обжалования таких заключений.

Согласно приказу Министерства строительства и ЖКХ РФ, региональным властям необходимо на всех аварийных домах, попавших в программу переселения, разместить таблички с указанием даты расселения и адреса нового дома, куда граждане переедут, если этот адрес уже известен.

Мониторинг выявил отсутствие информационных табличек на аварийных домах практически во всех муниципальных районах области. И этот факт говорит не о недостатке средств на информационные таблички, а неготовности властей отвечать за исполнение сроков и порядка расселения граждан из аварийного жилья.

Как следствие, в рабочую группу обращались жители городов Белогорска и Благовещенска с информацией о том, что сроки их переселения постоянно переносятся при наличии уже готового к переселению жилья. По их мнению, в обход их очереди расселяются дома с более поздними сроками переселения.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ Виктория Лештаева заострила внимание участников круглого стола на многочисленных фактах неправомерного признания многоквартирных домов непригодными для проживания и включения их в список аварийных и подлежащих расселению. «Нежелание администраций городских округов и районов области признавать и исправлять свои ошибки вызывают недовольство граждан, и заставляет их массово обращаться в суды и выигрывать их, — сказала она. — Причем оплата судебных издержек ложится как на плечи граждан, так и на муниципалитеты».

На круглом столе общественники отметили отсутствие постоянного контроля за упорядочением размещения указателей наименований улиц и номерных знаков зданий, признанных аварийными и подлежащими расселению.

В связи с тем, что данная работа осуществляется не должным образом, возникают затруднения с идентификацией юридически правильного адреса объекта, зарегистрированного в Адресном реестре и указанному в муниципальной адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Еще одной проблемой, по словам представителей ОНФ, является несвоевременное обновление данных о судебных решениях относительно ряда аварийных домов на сайте «Реформа ЖКХ».

Всесторонне обсудив тему круглого стола, рассмотрев поступившие предложения, участники мероприятия подготовили резолюцию, которую в ближайшее время после тщательной доработки направят в Центральный штаб ОНФ и соответствующие государственные органы. К примеру, для решения проблемы граждан, которые в судебном порядке добиваются признания их якобы аварийных домов пригодными для проживания, «фронтовики» предложили региональным властям рассмотреть возможность корректировки списков аварийных домов, создав конфликтую комиссию досудебного урегулирования вопроса с участием представителей общественности.

Также общественники предложили чиновникам организовать проведение экспертизы проектной документации малоэтажных многоквартирных домов, построенных до 01 января 2016 года, установить жесткий контроль за своевременным обновлением информации на сайте «Реформа ЖКХ» о многоквартирных домах, в отношении которых судебные споры завершены и пр.