Компас для «Дорожной карты»

    После того, как спросили твое мнение, хочется знать, услышали ли его, обратили ли на него внимание, согласились ли с ним, оказалось ли оно полезным.
  Ежегодный доклад о состоянии конкуренции в Амурской области, для подготовки которого путем анкетирования в августе – сентябре 2016 Министерство ВЭСТиП собирало мнения потребителей и предпринимателей, Совет при Губернаторе по внедрению Стандарта конкуренции должен подготовить к 10 марта (пост "Опросы рождают предложения" ).
    К сожалению, сведений о работе Совета по подготовке доклада у меня нет. Ни на сайте Правительства, ни на сайте Министерства ВЭСТиП области найти их тоже не удалось. Поэтому тем, кто участвовал в анкетировании, придется подождать, уже совсем недолго. Уверен, очередной доклад о развитии предпринимательства и внедрении Стандарта конкуренции в 2016 поможет определить направления для движения по «Дорожной карте» к более полному удовлетворению потребностей потребителей – жителей области.

Верны ли ориентиры?..
    Между тем, ориентиры для движения в направлении развития малого и среднего предпринимательства, формирования конкурентоспособной экономики и развитой социальной сферы имеются в специальных региональных Государственных программах.
    Одна программа, – «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области на 2014 - 2020 годы», – утверждена постановлением Правительства Амурской области в сентябре, вторая, – «Социально-экономическое развитие Амурской области на 2013 - 2017 годы», – законом области в ноябре 2013.
 По Программе экономического развития и инновационной экономики, к 2020 ВРП должен достичь 556,57 миллиарда рублей: 2014 – 288; 2015 – 314,1; 2016 – 345,2; 2017 – 381,6; 2018 – 442,5; 2019 – 501,6; 2020 – 556,57 миллиарда рублей.
    К 2020 году еще ожидается, например, увеличение:
количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 35 тыс. единиц;
количества малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения Амурской области не менее 10 единиц (примечание: по Прогнозу Правительства Амурской области от 2016, в 2019 в области будет проживать 798,7 тысяч человек. То есть, к 2020 малых и средних предприятий должно быть не менее 7987 единиц. По данным Амурстата, малых и средних предприятий, в т.ч. микропредприятий, в 2015 было 8862, из них работало 5834);
оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями: 2014 – 131,6; 2015 – 140,1; 2016 – 149,3; 2017 – 152,3; 2018 – 156,5; 2019 – 161,2; 2020 – 168,2 млрд. рублей (примечание: по данным Правительства Амурской области, оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, в 2015 фактически составил 96,1 млрд. руб.).
Согласно Программе социально-экономического развития, утвержденной двумя месяцами позднее первой программы, показатели ожидаемого к 2017 ВРП несколько скромнее: в 2013 – 261,3; в 2014 – 284,3; в 2015 – 310,9; 2016 – 339,0; в 2017 – 371,7 млрд. руб.
По Прогнозу Правительства Амурской области от 2016, учитывающему фактические итоги 2014 и 2015 (235,4 и 257,9 млрд. руб. соответственно), оценочные данные на 2016 (278,1 млрд. руб.), ВРП ожидается:
в 2017 – 295,5, в 2018 – 317,7, в 2019 – 344,6 млрд. руб.

Чем дальше – тем дороже?..
    Не смотря на значительные расхождения параметров Прогноза с целевыми параметрами Программ, параметры из этих документов остаются несогласованными.
    Для достижения целей Программы социально-экономического развития планировалось финансирование в сумме 1072,56 миллиардов рублей, в том числе из областного бюджета – 39,5 миллиардов. Среди государственных программ, реализуемых Правительством Амурской области, Программы нет.
Программа же экономического развития и инновационной экономики реализуется. Её финансирование индексируется регулярно. Общий объем ассигнований на ее реализацию по состоянию на декабрь 2016 – более 9,5 миллиардов рублей: из федерального бюджета около 4,72, из областного бюджета почти 2,4 миллиарда рублей.
 В 2015, 2016 на реализацию Программы экономического развития и инновационной экономики из областного бюджета израсходовано соответственно 352,8 и 329,4 миллиона рублей.
 В Программу экономического развития и инновационной экономики входит ряд подпрограмм. Одна из них – «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства». В 2014 на эту подпрограмму истрачено 108,5, а в 2015 – 105,2 миллиона рублей. В число расходов областного бюджета по подпрограмме в 2014 вошли, например, субсидии бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям – 15 миллионов рублей; субсидии начинающим малым инновационным компаниям – 9,6 тысяч рублей.
Расходы на поддержку инновационной деятельности по подпрограмме «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» в бюджете за 2015 отсутствуют.
Для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере изготовления товаров, в 2016 потрачено почти 56 миллионов рублей.
Возможна ли синхронизация ориентиров, нужна ли?
 Планы, как правило, подвержены различным рискам, которые могут в разной степени влиять на плановые результаты.
 Риск – это случайности или опасности, которые носят возможный, а не обязательный характер и обусловлены неопределенностью условий деятельности.
 Для исключения и уменьшения рисков все, что можно подготовить и предусмотреть до начала работы, следует подготовить и предусмотреть. Но, если ты сам к делу не готов или не можешь (не хочешь, не способен, др.) контролировать процесс, стоит ли дело затевать?
    В Программу экономического развития и инновационной экономики вписано несколько рисков, могущих помешать выполнению поставленных задач.
    Первейшими рисками названы:
«риск неэффективности организации и управления процессом реализации программных мероприятий»;
«риск, связанный с неэффективным использованием средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий».
  Значит ли это, что эффективность организации и управления процессом реализации программы, а также эффективность использования финансов, предназначенных для реализации мероприятий Программы экономического развития и инновационной экономики, отнесены к условиям неопределенным? Или неэффективность управления и неэффективность освоения бюджетных денежных средств – это объективные (уважительные) причины на случай, если цели программы достигнуты не будут?
 А они достигнуты будут? А если нет? Пока мы видим, что программные цели, по крайней мере в отношении ВРП, до 2017 не достигнуты.
 Отмечу особо, что в Программу экономического развития и инновационной экономики включены такие мероприятия, как организация и проведение мероприятий по реализации подпрограмм, организация подготовки специалистов в рамках Госплана подготовки управленческих кадров и т.п., которые финансируются отдельно.
    Вписан в Программу экономического развития и инновационной экономики еще один риск, сформулированный, как кажется, странновато: «деформация структуры состояния экономики» (?).
Москва поможет
 Исследование роли местных изготовителей в обеспечении региональных и муниципальных рынков продуктами проводит Центр мониторинга развития промышленности.
 Центр мониторинга развития промышленности – это часть проекта «Честная и эффективная экономика», разрабатываемого ОНФ с целью создания целостной системы под маркой «Сделано в России». Система, как задумано, должна повысить конкурентоспособность российских изготовителей на внутреннем и внешнем рынках, а также дополнительно будет способствовать развитию внутреннего туризма, развитию народных художественных промыслов, популяризации русской кухни.
 По итогам исследования будут выработаны предложения Правительству РФ по совершенствованию федерального законодательства, разработаны рекомендации главам субъектов федерации и главам муниципалитетов.
   Исследование финансируется из средств президентского гранта, предоставленного «Российским союзом ректоров».
   Один из инструментов исследования – анкетирование.
   Ниже приведена ссылка для участия в анкетировании. В пунктах анкеты, где предлагаются ответы, надо отметить те, с которыми вы согласны.
 Еще есть анкета в формате «Word», которую можно заполнить и отправить на адрес emili.kazantseva@gmail.com  для одного из кураторов проекта – Казанцевой Эмилии Рудольфовны:
Ф.И.О. _________________________ Место работы _______________________________  
1) Как Вы думаете, какими преимуществами располагают люди как жители региона? Какими условиями они могут воспользоваться как своими жизненными возможностями? Почему люди выбираю или не выбирают Ваш регион местом жительства?
Например,
·   Имидж региона
·   Природные условия, экология
·   Возможность получить хорошее образование (которое ценится по всей России и за рубежом)
·   Развитая промышленная инфраструктура (наличие рабочих мест, спроса на квалифицир. труд)
·   Наличие спроса на другие престижные специальности
·   Развитая торговая инфраструктура
·   Развитая индустрия развлечений
·   Развитая система благоустройства (парки, рекреационные зоны и т.п.)
·   Культура и «эстетика города» (архитектура, театры, хорошие библиотеки, музеи и т.п.)
·   Качество «социального капитала» (прочные и дружественные отношения между людьми, «соседские отношения»)
·   Качество «человеческого капитала» (интересные образованные люди, возможности для разнообразного общения)
И др.
2) Как Вы думаете, осуществляется ли в регионе политика, направленная на развитие преимуществ региона? Насколько эффективна эта политика?
3) Как вы думаете, участвует ли местный бизнес в реализации политики, направленной на развитие преимуществ региона? Насколько он заинтересован в развитии этих преимуществ?
4) Можете ли Вы назвать местных производителей социально ответственными предпринимателями? Почему?
5) Как вы думаете, насколько интересы населения региона учитываются во взаимодействии региональной (муниципальной) власти и бизнеса, в принимаемых в этом взаимодействии решениях? Почему Вы так считаете?
6) Учитывается ли администрацией региона (города) при принятии решений о поддержке каких-либо компаний общественная значимость и социальная ответственность компании?
7) Насколько публичны/кулуарны взаимоотношения бизнеса с властью в Вашем регионе? В чем конкретно выражается эта публичность? Почему Вы так считаете?
8 ) Можете ли вы утверждать, что население региона предпочитает продукцию местных товаропроизводителей? В чем это выражается?
9) Заинтересованы ли местные производители в укреплении доверия населения к своей продукции, своим брендам? Что они предпринимают для этого?
10) Имеют ли местные товаропроизводители надежную «социальную базу», общественную поддержку в регионе? В чём это выражается?
11) Как Вы оцениваете уровень «покупательского патриотизма» населения региона? Насколько склонны люди из «патриотических» соображений покупать местное? Поддержат ли они призыв «Покупай местное»?
12) Считаете ли, что торговая инфраструктура в вашем городе является оптимальной? Как оцениваете качество объектов торговой инфраструктуры?
13) Назовите успешные, по вашему мнению, региональные продуктовые бренды (типа, например, «татарский гусь», «вологодское масло», башкирский мед»)?
14) Назовите основные факторы успеха этих брендов?
15) Какие знаки качества, сертификаты и т.п. существуют в регионе? Насколько осведомлено о них население региона?
16) Считаете ли вы, что эти знаки качества присваиваются справедливо, действительно отражают качество продукции?
17) Как вы считаете, доверяет ли указанным знакам качества население? Является ли для покупателей наличие знака качества стимулом купить именно этот товар?
Поможет ли исследование Центра мониторинга развития промышленности росту экономики области, развитию малого и среднего предпринимательства, насыщению региона качественными товарами местных изготовителей, подъему уровня жизни амурчан? Итоги анкетирования авторы системы под маркой «Сделано в России» планируют использовать, в том числе, и для организации и проведения встречи с предпринимателями региона, ориентировочно, в первой половине марта. На встрече им можно будет задать не только этот вопрос.
 Конечно, никакое исследование не избавит от необходимости работать осмысленно, профессионально и целенаправленно. Но анкетирование делу не повредит.