С 1 июля 2015 года москвичи, проживающие в многоквартирных домах, начнут вносить ежемесячные взносы на капитальный ремонт домов — те самые, которые амурчане уже вовсю платят, и по поводу которых уже сломано столько копий. Хочу высказаться об этом явлении.

Немного истории

21 июля 2007 года в России был создан Фонд реформирования ЖКХ. Понимая, что жилье, полученное большинством граждан в советское время, ветшает и становится аварийным, государство решило помочь людям привести его в порядок и стало выделять на ремонт средства.

В Фонд были «закачаны» десятки миллиардов рублей. Средства поступали в подавляющем объеме из федерального центра.

Ряд домов за счет средств Фонда реально смогли улучшить эксплуатационные характеристики многоквартирных жилых домов (МКД) и провести ремонты. В то же время стало ясно, что на всех денег не хватит, и праздник распределения государственных ресурсов (в котором, кстати, активно участвовал и нынешний врио губернатора Амурской области) рано или поздно закончится.

Так и произошло.

9 августа 2013 года, в соответствии с распоряжением правительства Амурской области № 349, был создан Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области.

Решение о формировании Фонда однозначно является директивным решением.

Закрепленная законодательством «обязаловка» не повышает уровень ответственности у собственников жилья, а перекладывает на добросовестных собственников долги злостных неплательщиков и не имеющих возможности платить.

Вообще, это нелогично — средства платят собственники, а управляют деньгами и получают доход третьи лица.

Согласно закону, гарантии в конечном итоге должны давать региональные власти. Однако должной методической и правовой базы для осуществления контроля за средствами, переданными региональному оператору, пока нет, что повышает шанс появления коррупции в данной сфере. Скорее всего, необходимые подзаконные акты будут, как всегда, издаваться уже в период действия принятого закона.

Тариф на капитальный ремонт трудно назвать обоснованным.

Тариф является дифференцированным для каждого региона, при этом экономически обоснованной аргументации, подтвержденной необходимыми цифрами (за что мы платим каждую копейку из 6,5 рубля с квадратного метра), до сих пор нет.

Экономически обоснованной считается позиция, которая была просчитана до последней копейки и защищена перед экспертным сообществом, либо в определенных законодательством структурах. Поэтому тариф в целом экономически не обоснован.

Сейчас необходимо повышать уровень экономической и юридической грамотности собственников.

Совет дома должен быть активным, эффективно контролировать расходы, в том числе и по капремонту. В совет МКД должны входить строители, юристы, экономисты и все активные собственники.

Хватит ждать Деда Мороза, кого-то, кто придет и будет следить за коммуникациями дома, контролировать потребление ресурсов, разрешать коммерческие споры с ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями.

Пора менять установки в головах людей. Никому, кроме нас, собственников, наш многоквартирный жилой дом не нужен, и мы сами должны определять, что нам ремонтировать, кому отдавать подряд, систему контроля за расходованием, и сами должны решать, сколько нам собирать на ремонт.