Много говорят о создании благоприятного климата для развития малого бизнеса. По информации, полученной от коллег из Хабаровского края, хочу привести примеры, как на практике выглядит улучшение среды для развития бизнеса.


Было гладко на бумаге

2003 год — появляются налоговые спецрежимы для малого бизнеса. Чем это характеризуется:
  • Остается один налог в зависимости от выбранной системы налогообложения, убираются налоги на НДС, имущество, прибыль;
  • Отчетность минимизируется. Во внутреннем учете используется книга доходов и расходов, для юр. лиц — кассовый учет. Ведение бухгалтерского учета необязательно;
  • Внешняя отчетность ведется квартально (РСВ (ПФР), ФСС, ЕНВД);
  • Годовая отчетность — все вышеперечисленное плюс ПУ, НДФЛ, среднесписочная численность персонала, декларация УСН или ЕСХН, ФСС об ОКВЭДах;
  • Итого 13 отчетов в год;
  • Ставка по отчислениям во внебюджетные фонды: 14 % — для малого бизнеса на спецрежимах, 26 % — на общей системе.
2010 год — ПУ становится полугодовым (в 2011 году — квартальным), количество отчетов вырастает до 16.

2011 год — ставка отчисления во внебюджетные фонды уравнивается и становится единой (34 %), а в связи с оттоком бизнеса в 2012 уменьшается до 30 %.

2013 год — вводится закон о бухгалтерском учете. На предприятиях появляется бухгалтерский учет в полном объеме. Появляются 2 новых отчета — баланс и отчет о финансовых результатах. Итого 18 отчетов, для ЕНВД — 21 отчет.

2014 год — отчет РСВ объединяют с ПУ, количество отчетов формально снижается. Фактически работы меньше не становится, так как отчеты о разном: один — по предприятию в целом, второй — по сотрудникам.

2015 год — для малых предприятий на спецрежимах возвращают налог на имущество для основных средств, имеющих кадастровую стоимость.

2016 год (прогноз) — ПФР планирует сделать сдвоенный отчет ежемесячным. ФНС на примере коллеги планирует сделать НДФЛ квартальным. Итого плюс 19 отчетов, всего 37 и, соответственно, для ЕНВД 40 отчетов в год по одной маленькой фирме.

99ed5292ab32a5c3d575329911f807bd.gif

Но забыли про овраги

Господа, к чему это приведет.

  1. К уходу бизнеса в тень;
  2. К уменьшению числа работающих (нет людей — нет отчетов);
  3. У оставшихся честных предпринимателей — к увеличению фискальной нагрузки на бизнес. Это дополнительный персонал или увеличение стоимости бухгалтерских услуг.
В цифрах это выглядит следующим образом: по Хабаровску дополнительная финансовая составляющая — 800 миллионов рублей. По России — 80 миллиардов рублей.

Только человек с богатой фантазией назовет среду для бизнеса в России благоприятной. Внебюджетные фонды обложили бизнес невероятным количеством отчетов, а вот отчеты фондов как расходуются наши деньги, дают лишь обтекаемую информацию.

Простите за аллегорию, но, если корову не кормить, молока с нее не получишь. Фискальные органы почему-то считают, что, чем больше брать с бизнеса, чем больше создавать ему проблем, тем лучше будет климат, предпринимателям станет проще работать, соответственно они больше станут зарабатывать для себя и соответственно для государства.

По-моему мнению, об этом никто не думает, пока гром не грянет, как в 2011 и 2013 году. Тогда взлетели ставки обязательных отчислений в ПФР, закрылось около миллиона ИП. Ставки вернули на прежний уровень с небольшими поправками. Какой реакции ждем в этот раз?

Пенсионные нововведения

Официальная версия потребности в новых отчетах звучит следующим образом:
«для осуществления оперативности учета пенсионных прав граждан на их лицевых счетах, повышения качества контроля за начислением и уплатой страховых взносов за граждан».

Обтекаемо и непонятно. Есть разъяснения.

«Данное нововведение Топилин напрямую связывает с другим своим «изобретением» — отменой выплаты пенсии работающим пенсионерам, годовой заработок которых превышает 1 млн. рублей. Как отметил министр, «в стратегии записано, что мы должны подойти к теме, связанной с возможными ограничениями в выплатах пенсий работающим пенсионерам, если у них высокий доход.

Таким образом, Минтруда, внедрив ежемесячную отчетность в ПФР, планирует выявлять зажиточных пенсионеров в оперативном порядке (чего не позволяет квартальная отчетность) и лишать их пенсии. Всего в стране по подсчетам экспертов насчитывается не менее 220 тысяч человек таких «зажиточных». Министра не смущает, что внедрение данной инициативы в жизнь, увеличит количество бумажной работы сразу в три раза — с 4 отчетов до 12-ти. В масштабах страны — цифра грандиозная и, возможно, не вполне оправданная».

Если учесть что отчет сдвоенный, то, соответственно, количество отчетов вырастет с 8 до 24.

Посчитаем планируемую выгоду Пенсионного фонда.

  • Средняя пенсия составляет 10 тысяч рублей;
  • 220 тысяч пенсионеров дадут экономию в бюджет ПФР около 2 миллиардов рублей;
  • Но дополнительная нагрузка на бизнес по РФ составит более 80 миллиардов и 800 миллионов рублей по Хабаровскому краю!
(Расчет ведется по стат. данным Минтруда на 01.01.2015 года — 8 млн. зарегистрированных предприятий и ИП в РФ и 76 тыс. юр. лиц и ИП по Хабаровскому краю).

Как только будет введена эта норма все вышеперечисленные пенсионеры в течение года:

  • либо закроют ИП;
  • либо уменьшат свой доход (официальный);
  • либо откроют ООО;
  • либо перепишут ИП на родственников.
Этих денег бюджет недосчитается, так как в течение года не останется богатых пенсионеров. Зато бизнес опять пострадает.

Как бизнес реагирует на нововведения

Еще немного статистики, она отражает влияние перемен на бизнес:

  • 2003 год — введение спецрежимов. За год зарегистрировалось 1,8 миллиона юр. лиц, закрылось 93 тысячи;
  • 2010 год — за год зарегистрировалось 332 тысячи юр. лиц, закрылось 262 тысячи;
  • 2011-2014 год — ежегодно закрываются около 500 тысяч юр лиц, регистрируется в 2-3 раза меньше;
  • 2013 год — закрылось 965 тысяч ИП.
4b53b709dbad49e9c4e33698e80ce56f.gif

Статистика говорит о том, что любое послабление дает значительно больший эффект, чем ужесточение. Когда же чиновники от правительства будут считать не виртуальные, а реальные доходы?

За то время пока бизнес не третировали — с 2003 до 2010 года — было зарегистрировано около 5 миллионов юр. лиц и 4 миллиона ИП. С 2010 года, несмотря на все программы по выводу бизнеса из тени и огромное количество вкладываемых средств, результат — ежегодное уменьшение числа действующих компаний. Одной рукой даем, второй — отнимаем. Логично, что чем меньше давление, чем меньше бумаг, тем значительней полученный эффект.

Выход прост — верните бизнесу условия 2003 года, гранты замените льготными займами (это повышает ответственность) — и бизнес сам возродится, а бюджет пополнится.

Председатель Амурского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Борис Белобородов.